06.12.2016 | 10:25

Театр имени Вахтангова представляет премьеру спектакля "Фрекен Жюли"

Сегодня в Студии Театра Вахтангова – премьера. Гульназ Балпеисова – выпускница мастерской Римаса Туминаса – поставила спектакль по Стриндбергу «Фрекен Жюли». Её предыдущая – дипломная работа – «В Париже» уже вошла в репертуар Вахтанговского театра. И вот новый опыт.

Первая студия Вахтанговского театра – воплощение мечты Евгения Вахтангова. Ее концепция прямо следует из девиза: молодые – молодым. Гульназ Балпеисова – выпускница курса Римаса Туминаса этого года – работу по Стриндбергу задумала еще на втором курсе института. Вместе с исполнительницей главной роли Полиной Кузьминской, тогда еще тоже студенткой Щукинского училища. С тех пор обе успели закончить институт, многое изменить в замыслах постановки и, наконец, воплотить студенческие идеи по-взрослому. Единственное, что точно было известно с самого начала, играть будут на камерной – подвальной сцене Студии.

«Потому что оно неудобное как пространство, как и пространство Стриндберга, оно тесное. Оно с непонятными щелями, дверями, где кто-то может стоять подслушивать, неожиданно вдруг появляться. Думаю, именно этого Стриндберг и добивался своей натуралистичной пьесой», - говорит актриса Полина Кузьминская.

Крошечная сцена дополнена зеркалами и музыкой, как будто раздвигающей пространство. Трое героев – типичный треугольник – Графиня, Лакей и Кухарка. В канун праздника Ивана Купалы отринута общественная иерархия, и вот уже на сцене две обычные женщины и мужчина в поисках счастья, которое каждый понимает по-своему. Гульназ Балпеисова в Стриндберге не поменяла ничего, говорит – в сегодняшнем мире иерархии не меньше, чем во времена драматурга, просто строится она чуть иначе.

«Это такой благостный, благодатный автор, который нам дал исследовать в этот момент самих себя. Только через нас мы смогли его понять, - считает режиссер-постановщик Гульназ Балпеисова. - Если ты не открываешь самого себя, ты не постигаешь все эти сложности, все тебе кажется нелогичным, ненужным. Почему? За что?»

Для главной мужской роли – два состава – Владимир Шульев и Павел Попов. Для показа на прессу на сцене они по очереди. Для обоих это любопытный опыт – подсмотреть рисунок роли со стороны.

«Первый акт. Мы старались сделать такого героя, который немножко романтический, потому что нужно влюбить в себя женщину, воплотить ее мечты», - рассказывает актер Павел Попов.

«А второй акт отбрасывает все его обязанности, - добавляет Владимир Шульев. - И выходит наружу тот, кто есть в нем на самом деле, тот бес, который в нем таился. Когда этого беса немножечко поманишь любовью и лаской и тем, что ему нужно, у него нет никаких преград, препятствий, чтобы вырваться наружу, и он вырывается».

Камерность площадки – зал вмещает человек 30, не больше – не отпугивает молодых актеров. Для того, чтобы близость зрителя не мешала, задача максимум – увлечь настолько, чтобы – ни шороха, ни вздоха.

Новости культуры