02.12.2016 | 10:08

Выставка "Графика стен. Эскизы монументальных росписей" развернута в Третьяковке

Монументальная роспись храмов и светских ансамблей в эскизах знаменитых русских художников: Бенуа, Брюллова, Иванова, Нестерова, Серова, Серебряковой представлена в Третьяковской галерее. Выставка под названием «Графика стен. Эскизы монументальных росписей» позволяет проследить, как менялись не только пристрастия архитекторов и заказчиков, но и художественные эпохи. Рассказывает Антон Николаев.

120 лет назад в Киеве был торжественно освящен Владимирский собор. Один из центральных образов – предстоящая в полный рост Божия Матерь с благословляющим младенцем-Христом. Работать над росписью были приглашены сразу несколько известных русских художников, эскизы которых сегодня хранятся в Третьяковской галерее.

«Главным из них был Васнецов. То, что вы видите здесь, мы впервые показываем в таком объеме, так, как висело у Павла Михайловича Третьякова. Знаменитые орнаментальные композиции Васнецова к Владимирскому собору и Богоматерь. Конечно, у нас еще больше васнецовских работ, вот то, что смогли, то и показали», - рассказывает куратор выставки Ирина Шуманова. 

Первоначально Виктор Васнецов отказался расписывать Владимирский собор, но после того, как однажды у себя на даче увидел супругу с младенцем-сыном на руках, который протягивал к нему руки, переменил решение.

На выставке можно увидеть и работы Михаила Врубеля, который также был приглашен к росписи собора, но после выполнения нескольких эскизов от работы отстранен.

В собрании Третьяковки хранятся и эскизы Михаила Нестерова, который по приглашению автора Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве архитектора Алексея Щусева расписывал главный Покровский собор.

«За последние годы мы приобрели вот все это – Марфа-Мариинскую обитель. Деисус был приобретен буквально несколько лет назад, и он был отреставрирован, он представлял собой обгрызенный рулон, покрытый плесенью», - говорит куратор выставки Ирина Шуманова.

Марфо-Мариинская обитель милосердия, основанная великой княгиней Елизаветой Федоровной, уникальный пример в истории русского монументального искусства – едва ли не единственный, когда авторы – архитектор Щусев и художник Нестеров создали единую художественную концепцию, продумав абсолютно все: от росписи стен до последнего стежка на облачении священников.
 

Новости культуры