01.12.2016 | 10:50

В Москве отметили четверть века просветительской программы "Новое передвижничество"

Передвижничество – не только подвид реализма в русской живописной школе, но и социальная программа. Художники-участники «Товарищества передвижных выставок» во второй половине XIX века наиболее последовательно пытались реализовать идею пропаганды искусства в провинции. В наши дни эту деятельность продолжают создатели «Нового передвижничества» – сохранив просветительский пафос и значительно расширив «дорожный набор» жанров и стилей. Программа была основана 25 лет назад. Юбилей отметили гала-концертом в Большом зале Консерватории. Репортаж Маргариты Масленниковой.

«Новое передвижничество» создавалось в начале 90-х как альтернатива развлекательному жанру – эстраде. Один из основателей программы, ректор Московской консерватории Александр Соколов вспоминает: поначалу было очень сложно бороться с нежеланием местных властей просвещать народ классической музыкой.

«Были печальные случаи, когда такие музыканты, как Ростропович, приезжали куда-то, и оказывалось, что зал, который они рассчитывали посетить, занят каким-то вокально-инструментальным ансамблем, а ему предлагают подписать командировку и отправить обратно», – говорит Александр Соколов.

Сегодня «Новое передвижничество» ждут везде: от Калининграда до Петропавловска – Камчатского. Юбилей решено было отметить в столице, на одной из главных концертных площадок. В программе – звезды мировой сцены: сопрано Хибла Герзмава, пианисты Даниил Крамер, Екатерина Мечетина, дирижер Феликс Коробов. По словам организаторов гала-концерта, эти музыканты, как и многие другие их коллеги, в любой момент готовы отправиться на гастроли в рамках просветительской программы.

«Всем людям, которые живут далеко и сейчас не могут себе позволить всей семьей приехать в Москву и сходить в Большой театр, мы даем такую возможность. И откликаются. Программа некоммерческая – это всё только на энтузиазме», – отмечает художественный руководитель программы «Новое передвижничество» Лариса Соколова.

Екатерина Мечетина с 1995 года сотрудничает с «Новым передвижничеством». Одним из самых запоминающихся проектов стало для нее посещение закрытых городов. Там порой приходилось выступать не в самых лучших условиях.

«В смоленской области был такой старенький рояльчик, что я боялась, что он сейчас развалится под моими руками. А у меня была такая программа сольная – я играла сюиту «Щелкунчик» в обработке Плетнева – как дети радовались!» – вспоминает пианистка.

Еще перед началом юбилейного вечера пианист Даниил Крамер признавался: не знает, что именно будет исполнять. В программе – сплошная импровизация.

«Иногда я выхожу, и руки начинают что-то играть, и тогда я начинаю играть то, чего они хотят, и чего хочет сердце и ум», – признаётся он.

В итоге выступление Крамера вызвало шквал аплодисментов. Пианист на бис вышел на сцену и подарил зрителям еще одну незабываемую джазовую импровизацию.  

Новости культуры