26.11.2016 | 17:10

Мультимедиа Арт Музей посвятил выставку "Монтаж аттракционов" Сергею Эйзенштейну

Одна из самых популярных и «модных» столичных площадок – Мультимедиа Арт Музей – отмечает 20-летие целым рядом юбилейных мероприятий и выставок. Первая из них также приурочена к Году кино. Экспозиция «Монтаж аттракционов» посвящена одной из важнейших фигур мирового кинематографа – Сергею Эйзенштейну. Подробности - у Станислава Дорэ.

Выставка, посвящённая одному из главных гуру мирового кинематографа, занимающая три этажа музея, сама подобна аттракциону. Она, как фильмы Эйзенштейна, выстроена интуитивно, психологично, со множеством смыслов и подтекстов и с намерением захватить зрителя, погрузить его в разные состояния. Фотография демонстрирует привычную реальность, рассказывает о важных событиях из жизни режиссёра, его эскизы и рисунки погружают в богатый внутренний мир. Название выставки повторяет название статьи Эйзенштейна «Монтаж аттракционов», написанной в 1923 году, когда автор еще работал в театре, но уже сформулировал свои главные принципы работы в кино.

Эйзенштейн очень по-своему определяет «аттракцион» и пишет, что это не трюк, а специфическое воздействие на зрителя, причем агрессивное, которое должно достучаться до эмоций, состояния человека и вызвать у него потрясения, переживания и переосмысления», - говорит директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова.

В экспозиции – первые издания трудов Эйзенштейна, его эскизы к несостоявшимся спектаклям, и фотоснимки тех, что увидели свет. Эксперименты с фотографией, плакаты к фильмам, рисунки, например, один интересный – называется «Святой Себастьян в райвоенкомате». Много фотографий с кинопроб и съёмочных площадок, кадры из большинства знаменитых фильмов, в которых важное место занимали темы власти и толпы.

«Проблема неорганизованной толпы, массы. Он дает первый титр в «Броненосце Потёмкине»: «Личность, едва осознав себя, растворилась в массе. Масса растворилась в порыве, потому что Эйзенштейну - мальчику из хорошей семьи буржуазной, тоже нужно с этим миром было найти взаимоотношения», - объясняет директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова.

Эйзенштейн был человеком компромиссов. Особенно это касается власти. Он разделял идеи революции, однако со временем наступать на горло своей собственной песне становилось всё труднее.

«Иван Грозный» - один из самых сложных фильмов Эйзенштейна. Картина режиссёру давалась трудно. Говорят, сценарий утверждал лично Сталин. Правки, цензура, запреты. Третью серию так и не сняли. Фильму «Иван Грозный» посвящён целый зал. Здесь представлены фото, видео, рисунки, костюмы.

Ассистентом Эйзенштейна на съёмках этой ленты была дочь его близкого друга – Марианна Рошаль. В экспозиции представлен последний подарок режиссёра своей ученице. Это бисерный ридикюль с дарственной надписью: «Не в пример учителю никогда не мечите…» 

Новости культуры 

Год российского кино - 2016. Все материалы темы

Читайте также:

Мультимедиа Арт Музей отмечает 20-летие