26.11.2016 | 17:05

Большой театр представляет премьеру оперы "Билли Бадд" Бриттена

Большой театр готов представить публике – «Билли Бадда». Опера Бриттена, премьера которой состоялась в 1951 году в Ковент-Гарден, будет показана в России лишь во второй раз, и впервые – на сцене Большого. Либретто на основе рассказа Германа Мелвилла признано одним из лучших, с которым работал Бриттен. В Москву приглашена международная команда постановщиков во главе с режиссером Дэвидом Олденом. Пять лет назад он ставил «Билли Бадда» для Английской национальной оперы. И вот, завтра – премьера в Большом театре.

«Билли Бадд» – опера, в которой нет ни одной женщины. На сцене только мужчины – их около ста. С этой командой Большой оказался в бушующем море на мятежном корабле под управлением американца Дэвида Олдена.

«Это музыкальная драма, больше в стиле Достоевского, чем Мелвилла. Мощная, глубокая музыка, в которой чувствуется борьба между романтизмом и модернизмом. Я ждал около сорока лет, чтобы поставить эту оперу, вначале с британскими музыкантами и певцами, теперь с российскими», – рассказал режиссёр.

Никаких примет времени. Олден ушел от париков и камзолов восемнадцатого века. Ведь конфликт человека и общества, борьба добра и зла существуют вне эпохи.

Герои оперы узнаваемы. Джон Дашак исполняет партию капитана корабля, сыгравшего роковую роль в судьбе матроса Билли Бадда. Теперь пытается оправдать своего героя.

«Это история моральной дилеммы, моральной раздвоенности. Не случайно Бриттен показывает в прологе капитана уже пожилым человеком, вспоминающим историю Билли Бадда, которая мучила его всю жизнь, не давая ему покоя», – пояснил оперный певец.

Партия Билли Бадда у солиста Франкфуртской оперы Юрия Самойлова. Он дебютирует в Большом. Его герой в момент волнения заикается – этому пришлось учиться.

«Это было достаточно сложно, потому что заикания прописаны в клавире композитором. Это не импровизация, всё заложено в музыке, и чтобы это выучить, понадобилось много времени», – признался он.

Сложнее оказалось с пластикой. В постановке много прыжков, трюков, есть сцена драки, где не обошлось без синяков.

Дирижер Уильям Лейси считает, что музыкальный код Бриттена ему понять намного легче, не только потому, что они оба британцы.

«Я был знаком с музыкой Бриттена с юности. Она всю жизнь сопровождала меня. Ребенком я участвовал в постановке детской оперы. Постом я часто ставил оперы Бриттена. "Билли Бадд" – шестая постановка, с которой я сталкиваюсь», – отметил Уильям Лейси.

Историю Билли Бадда Москва увидит впервые. Никто не обещает, что эти три часа зрителям будет легко. Драма на сцене – не театральная «страшилка», в ней слишком много от реальной жизни и никакого хэппи-энда.

Новости культуры