13.11.2016 | 13:34

"Большая опера": уникальный проект для всего мира (Вести FM)

В чем специфика проекта "Большая опера"? Об этом культурный обозреватель Антон Долин беседовал с телеведущей и актрисой Сати Спиваковой в программе "Культурный вопрос" на радио "Вести ФМ".

Долин: Здравствуйте, у микрофона Антон Долин. И сегодня наша гостья - актриса и телеведущая Сати Спивакова. Добрый день.

Спивакова: Здравствуйте, Антон.

Долин: Повод для нашей встречи - это проект "Большая опера", который идет на канале "Культура". Но надеюсь, что мы не будем говорить только об этом, но и просто в сторону оперы и театра музыкального не только каким-то образом будем двигаться, но не сразу. Давайте о этом проекте: в чем его специфика? И до какой степени можно говорить о том, что он подобен разным, ну таким культурно-развлекательным шоу-проектам долгоиграющим на телевидении? И до какой степени он самобытен, или его самобытность собственно к тому и сводится, что это опера, а значит это специфика этого вида искусства, которое диктует какие-то правила, какую-то эстетику?

Спивакова: Дело в том, что на телеканале "Культура" в этом году "Большая опера" как проект выходит в четвертый раз. Она шла три сезона, потом, насколько я помню, полтора сезона не шла она, скажем, не со мной в качестве ведущей. Но поскольку я работаю на этом канале, я превосходно знаю одну вещь, и об этом нельзя не сказать: это проект уникальный не только на нашем телевидении, но и во всем мире. Потому что есть очень много проектов ну как бы лицензионных, и они идут в одном и том же формате, ну приблизительно во всех странах - и в Великобритании, и в Италии, и во Франции, и, наверное, в Соединенных Штатах (тут боюсь ошибиться), но тем не менее формат уже раскручен. Что касается формата оперного конкурса, где выступают профессиональные оперные певцы, где судит профессиональное оперное жюри и где дают возможность показаться именно классическим музыкантам, показать себя и постараться приобрести, наверное, большую какую-то популярность, это проект уникальный, придуманный на телеканале "Культура" его как бы генеральным редактором Сергеем Леонидовичем Шумаковым и генпродюсером Любовью Платоновой, и всей командой, которая вокруг них сплотилась. И в этом его, в общем, как вы говорите, самобытность, уникальность. И на сегодняшний день, я беседовала со многими своими коллегами в той же Франции, нигде такого проекта нет.

Долин: На самом деле можно понять, почему. Потому что, во-первых, опера, во всяком случае широкими слоями населениями, воспринимается как такое отжившее классическое искусство.

Спивакова: Это вы ошибаетесь. Потому что опера в том же самом Нью-Йорке (я часто бываю там, у меня там живет старшая дочь), и многие наши русские певцы, как Ильдар Абдразаков, такие, как Анна Нетребко, такие, как Хибла Герзмава, из года в год приглашаются, например, в "Метрополитен опера" в Нью-Йорк. И билета, единственного, одного билета какого-то случайного, найти на какую-либо постановку оперную (а там оперные постановки идут блоками, то есть спектаклей по 20-30) невозможно.

Долин: Ну это я знаю, конечно.

Спивакова: И везде, во всем мире, она нигде не воспринимаются, как ни странно, как отжившая, устаревшая. Может быть, у нас это клише пришло из каких-то вот конца 90-х, но и у нас сейчас, в общем, на оперу сегодняшние эксперты, разбирающиеся в этом, смотрят гораздо с большим оптимизмом. Недаром привлечение молодых, современных модных режиссеров, потому что (я об этом уже говорила, наверное, повторюсь у вас) опера становится как бы больше музыкальным театром, и ключевой фигурой все больше и больше становится режиссер. И к оперным певцам как-то предъявляются другие сейчас требования. Сейчас недостаточно и меть просто красивый голос и хорошую школу, нужно быть артистом, нужно идеально выглядеть внешне. Сейчас уже не пройдет какая-нибудь певица, скажем, с параметрами Монтсеррат Кабалье, потому что ее не возьмет ни один оперный режиссер в постановку. Да простят меня, скажем так, ханжеские пуристы от оперного искусства, Монтсеррат Кабалье изумительно слушать в записи. Но человек, стоящий на сцене монолитом и извлекающий звук, сейчас в опере это просто не модно.

Полностью слушайте в аудиоверсии:
http://radiovesti.ru/episode/show/episode_id/42242