09.11.2016 | 14:42

Артем Борисенко: "Я бы отправился в эпоху Людовика XIV"

Участник проекта «Большая опера» Артём Борисенко стал пятым победителем конкурса #СамыйЯркийОбразПрограммы, который проходит в социальных сетях Facebook и Instagram. Сегодня Артём ответил на вопросы, которые наши телезрители и читатели оставляли в комментариях к его фотографии.

В интервью сохранены авторские орфография и пунктуация.

@sinoptikzzz Артём, Вы большой молодец! Очень импонируют Ваше умение держать удар, оптимизм и обезоруживающая улыбка. У Вас всё впереди, и большие победы тоже. Кто из современных певцов Вам ближе всего? Кто из прекрасной плеяды советских оперных певцов, может быть, является для Вас примером? Кто для Вас духовный и профессиональный учитель?
- Я начну с советских певцов, поскольку достаточно неплохо представляю звучание той эпохи – у моей бабушки (Вероника Борисенко, меццо-сопрано, народная артистка РСФСР, солистка Большого театра в 50-70-е годы) была прекрасная коллекция записей, в том числе и «живых» спектаклей. Мне знакомы не только имена первых артистов СССР, но и певцы так называемого второго эшелона, многие из которых ничуть не уступали самым прославленным вокалистам.
Если говорить о низких голосах, то самое потрясающее, что есть в советских оперных записях, это знаменитые басы – Максим Михайлов, целое семейство Пироговых и, конечно же, Евгений Евгеньевич Нестеренко. Сейчас очень мало таких голосов, возможно, в силу каких-то генетических причин, среди студентов я совсем не слышу настоящих, наполненных, густых, «мясных» басов. Я тоже, к сожалению, не исключение. Поэтому для меня подлинное наслаждение слышать настоящие русские голоса.
Из современных вокалистов мне близки итальянские высокие басы Лоренцо Регаццо, Микеле Пертузи. Вообще я стараюсь больше слушать записи певцов прошлого, ориентироваться на их технологии. Это то, что уже отфильтровано временем. Если говорить о других типах голосов, то мне нравится контральто Натали Штуцман, которая последние годы очень успешно занимается дирижированием, чем я тоже грешу. Это артистка многое делает не по канонам, но очень убедительно. Яркой индивидуальностью отличается английский тенор Иэн Бостридж, у которого нет командного оперного голоса и даже, насколько я помню, профессионального музыкального образования. Он – певец-самоучка. Но я не знаю никого, кто бы исполнял камерную музыку так, как это делает Бостридж. Пожалуй, их я могу назвать своими учителями. А какого-то одного идола у меня нет. 

@ksenia_chubunova Представим ситуацию: Артем Борисенко сияет на оперном небосклоне поярче тех, кто там сейчас, и у него полный карт-бланш на выбор следующей постановки с его участием. То есть абсолютно все готово подстроиться под него: выбор оперы, оркестр, дирижер, коллеги по сцене, режиссер, театр, где все это будет происходить... Как бы выглядел траум-спектакль Артема, где и с кем? Притом необязательно выбирать из числа людей ныне живущих:)
- Я бы отправился в эпоху Людовика XIV! Было бы очень круто поучаствовать в придворных балетах, которые, по сути, и были оперой. Сегодня барочный театр существует в полуфантастических картинках и воспоминаниях, в робких попытках киношников воссоздать его атмосферу. Но так ли это выглядело «живьем», остается загадкой…

@mary_from_december Во-первых, урррааа!!! Я давно хотела, чтобы Артем взял победу за стиль, т.к. только его образы, на мой взгляд, во всех выпусках были удачные. А в этот раз костюм в полоску вообще сел идеально) И очень жаль, что Артем закончил свое участие в проекте, будем по нему скучать... Ну, и собственно вопрос. Он довольно мрачный. Не секрет, что герои опер по ходу действия часто умирают. Смерть какого персонажа Вам, так сказать, наиболее близка? Если б Вам предложили полностью повторить судьбу какого-либо оперного персонажа, то кого бы Вы выбрали?
- В опере красиво «умирают» высокие голоса, а я обычно наблюдаю за этим процессом со стороны (смеется). Хотя мой Банко тоже «умер» красиво. Жаль только, что это произошло в самом начале оперы. Совершенно потрясающая сцена смерти Сенеки в «Коронации Поппеи» Монтеверди. Громадный монолог под совершенно неземную музыку. В России эту оперу практически не исполняют, а жаль. Планировалась поставка в Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, но по техническим причинам отменилась. Забавно «умирает» Командор в первой же сцене оперы «Дон Жуан». Однако в конце он берет реванш, пусть уже и не в человеческом облике, а в виде статуи. Этот спектакль я как раз сейчас репетирую в ГИТИСе. Что касается повторения судьбы оперного героя… Мне кажется, истории из жизни могут быть позаковыристей, чем любые оперные перипетии. 

@maringyseva Добрый день, Артём! Скажите, пожалуйста, участники на «Большой опере» сами выбирают те арии, которые будут исполнять или же кто то советует? И ещё такой вопрос, что для вас было самым сложным на проекте? И всегда ли вы были согласны с оценками жюри?
- Каждая программа, как зрители уже могли заметить, имеет определенную тематическую направленность. Участники предлагают редакторам проекта несколько арий на выбор и совместно с ними утверждают окончательный репертуар. Инициатива всегда исходит от нас, и никто нам ничего не диктует. Другое дело, что при подготовке мы, конечно же, советуемся с педагогами, концертмейстерами, своими наставниками.
О том, что для участников оказалось самым сложным на проекте, не говорил разве что ленивый! Мы, оперные певцы, привыкли к залам, к хорошей акустике. Адаптироваться к пению в микрофон оказалось, действительно, очень сложно. Для меня это был первый опыт телевизионных съемок. Во многом поэтому я долгое время не мог понять, что же хочет слышать жюри. Я все делал как обычно и понимал, как это звучит по отзвуку в зале. Но что-то не работало, они делали замечания, причем, самые неожиданные. Лишь когда я посмотрел запись программы, все стало понятно. Дело в акустике! Жюри слышит нас не совсем так, как если бы мы пели в зале и без микрофонов... Что касается оценок, то мне кажется, мои выступления вызывали самые громкие споры на проекте. Зачастую члены жюри говорили совершенно противоположные вещи. Лишь потом я осознал, что речь шла об одном и том же. Все дело в проблеме терминологии, которая в вокальной педагогике стоит очень остро. Поняв это, я согласился со всеми замечаниями членов жюри. 

@glebati_art Здравствуйте, Артем! Хотелось бы спросить, каким было ваше первое выступление на сцене, с чем оно связано и какие эмоции вы ощущали?
- Это было лет 10 назад, в Российско-Немецком Доме проходил студенческий инструментальный концерт. Мне аккомпанировала совершенно потрясающая пианистка Ирина Чуковская, доцент Гнесинской академии в то время, сегодня – уже профессор. Она гениально играла, и ей настолько удалось накачать меня своей энергией и глубоким фортепианным звуком, что все получилось просто потрясающе. Меня хорошо приняли. Кстати, прежде чем заняться академическим вокалом, я какое-то время увлекался эстрадой, исполнял репертуар Фрэнка Синатры. 

@pelagia_iolanta Здравствуйте, Артем! Ответьте, пожалуйста, на такой вопрос: что повлияло на выбор вашей профессии?
- Я просто перестал мыслить себя в чем-либо еще. Певческая профессия настолько многогранна, что вмещает в себя все то, что мне интересно. Например, я всегда хотел заниматься иностранными языками. Сейчас, будучи вокалистом, я очень много перевожу – с английского, итальянского, даже с немецкого. Так что все очень удачно сошлось в призму. Родители не препятствовали мне, но осторожно намекали, чтобы я подумал о другой профессии, так как на примере бабушки они знали, что это очень непростой путь. Сам я бабушку помню смутно – она умерла, когда мне было четыре года. Она тогда уже не пела, но преподавала, занималась дома со студентами. Безусловно, в семье все ее безмерно уважали.

@anna_gautier Артем, здравствуйте. Вы создаете впечатление интеллигентного человека. Что, кроме оперы, вдохновляет и интересует Вас? Какие книги оставили след в душе больше всего?
Alexandra Os Артем, члены жюри неоднократно называли вас умным певцом. расскажите, какие книги вы читаете, и вообще чем увлекаетесь кроме вокала.
- Вдохновляет мой родной город Москва, который я очень люблю. У Москвы совершенно потрясающая энергетика. Дело даже не в том, что здесь постоянно что-то происходит. Можно просто ходить по улицам и напитываться драйвом, энергией, стыками эпох. Чувствовать ее нерв, пульс. Те, кто попадают в Москву в зрелом возрасте, не сразу могут адаптироваться. Я здесь родился, и мне комфортно жить только в этом ритме, я уже не могу сбавлять темп. Вечно голодной московской публике город дает все новую и новую пищу: выставки, новые спектакли, всегда есть, куда сходить и что посмотреть. Я очень люблю драматический театр и стараюсь по возможности следить за тем, что делают Р. Туминас, К. Серебренников, Р. Виктюк. Недавно был в обновленном театре Виктюка на Стромынке. Кстати, пользуясь случаем, хочу поздравить мастера с юбилеем и открытием такой потрясающей площадки. Я очень люблю изобразительное искусство. Недавно проходила очень интересная и мало кем замеченная выставка акварелей А. Лабаса в Музее Востока, посвященная его фантазиям на тему Хиросимы. Очень люблю его работы – он как будто смотрит в будущее глазами ребенка. Люблю искусство XX века. Среди писателей выделяю Н. Гоголя, А. Чехова, М. Булгакова – авторов с обостренным восприятием человека и мира. Очень люблю русскую лирику, особенно М. Цветаеву, ее пьесы, которые малоизвестны. Люблю Тенесси Уильямса. Залпом недавно проглотил всего Оскара Уайлда, в том числе его совершенно замечательный цикл эстетико-философских эссе «Замыслы», в которых четко формулируются его воззрения на искусство и жизнь. 

@ernest.tina Артём, Ваши выступления на проекте были запоминающимися, "живыми", без статичных моментов - всё в движении. Был ли у Вас опыт участия в опере или музыкальном спектакле для детей? Если нет, то могли бы Вы пойти на такой эксперимент? Какую партию Вы бы исполнили? Удачи Вам!
- На мой взгляд, опера – не совсем детский жанр, особенно, когда детей пытаются приобщать к «взрослым» постановкам. Сам я впервые побывал на опере в младшей школе, это была «Иоланта» в Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Спектакль мне очень понравился, возможно, потому, что мама очень хорошо меня подготовила. Я знал, что это будет за история, и о чем пойдет речь. Это правильный подход, ведь не секрет, что в опере бывает сложно разобрать слова даже взрослым. Это происходит из-за особой манеры произнесения звуков. Поэтому начинать знакомство с оперным театром нужно с каких-то легких в музыкальном плане спектаклей, а потом уже двигаться в академическую сторону. Не надо сразу тащить ребенка на «Золотого петушка» К. Серебренникова, его не всякий взрослый сможет понять! Вот «Историю Кая и Герды» в Большом театре, думаю, стоит посмотреть, поскольку этот спектакль изначально рассчитан на детскую аудиторию. В спектаклях для детей я пока не принимал участия, но однажды я работал… Дедом Морозом. 31 декабря с 10 утра до полуночи я ходил вместе со Снегурочкой-сопрано по домам и поздравлял детишек. Ближе к вечеру даже начал получать удовольствие от этой работы. Включились такие актерские ресурсы, о которых я прежде не подозревал. Мы пели, разыгрывали небольшие музыкальные спектакли. В общем, это был ценный опыт. 

@diplomatka С кем бы вы спели " на брудершафт"? Немного разовью вопрос: с кем бы вы хотели спеть дуэтом с позиции равного и при этом восторгающегося талантом содуэтника, без преклонения перед авторитетом и не ощущая трепета - просто получая удовольствие от совместного исполнения.
- С нашим жюри, с кем же еще! Было бы очень здорово выступить таким большим ансамблем! Кстати, очень жаль, что вместе с ребятами-участниками мы так ничего и не спели, кроме неаполитанской песни во время флэшмоба в ГУМе перед началом проекта. Мы предлагали нашему дирижеру Денису Власенко что-нибудь придумать. У него даже были конкретные мысли на этот счет. Сейчас посылаю эту идею в космос, вдруг что-нибудь материализуется? 

Юлия Хатковская Рассматриваете ли Вы себя в качестве камерного певца? И если да, то что хочется спеть именно сейчас?
- Камерная музыка – это именно то, что я пою в первую очередь. Оперный репертуар, мягко говоря, немного не моя территория. «Большая опера» была для меня скорее экспериментом, выходом из зоны комфорта и привычного амплуа. В моем камерном репертуаре больше 150 произведений: барочная музыка, например, фрагменты из кантат Баха и, конечно, русские классические романсы Чайковского, Танеева. Я давал несколько концертов, посвященных немецкой музыке. Неоднократно пел «Зимний путь» Шуберта, который очень люблю. В ближайшем будущем хотелось бы спеть сборник «Лебединая песня» позднего Шуберта с его обостренным мировосприятием. Может быть, сделал бы программу романсов Глинки, которые поют не так часто и в каком-то ограниченном наборе названий. Его музыка кажется простой, хотя, на самом деле, там нет ни одной лишней ноты. Она такая отточенная, стройная, и очень хочется вытащить ее на свет.

любина евгения Что Вам помогает относиться позитивно к жизни, окружающим людям, Артем?
- Чувство юмора, крепкий сон, прогулки на воздухе и медитация. 

Вячеслав Матузов А любите ли Вы лошадей? 
- С лошадьми я до сих пор не пересекался, только в детстве катался на пони. Я бы попробовал, мне нравятся эти животные, их грация, готические формы. В нашей команде «Большой оперы» главный специалист по лошадям – Сундет. Надо будет у него проконсультироваться.

Итоги конкурса #СамыйЯркийОбразПрограммы.
Артёму очень понравился вопрос о том, с кем бы он хотел спеть дуэтом. Мы поздравляем автора вопроса -
@diplomatka и дарим ей подарки от наших партнеров - парфюмерно-косметической компании Giorgio Armani Beauty и бренда профессиональной продукции для волос MATRIX.

Беседовала Ирина Будовнич