08.11.2016 | 10:50

140 лет назад родился скульптор Степан Эрьзя

Сегодня исполнилось 140 лет со дня рождения скульптора Степана Эрьзи. Творческий псевдоним он взял в честь мордовской народности эрьзя, к которой принадлежали его предки. Под этим необычным именем художник прославился не только на родине, но и в Европе, и Америке. Всю жизнь Степан Эрьзя путешествовал – не так давно в Софийском соборе города Лаишево в Татарстане были обнаружены стенные росписи, созданные по эскизам Степана Эрьзи.

Софийский собор еще полностью не восстановлен, но уже передан местной Епархии. Уникальный храм со своей историей, берущей начало в XVII веке, полностью перестроенный во времена Екатерины, но фактически разрушенный и превращенный в советские времена в кинотеатр «Заря». Здесь и были обнаружены чудом уцелевшие фрески. Шестнадцать святых – художественное откровение молодого иконописца Степана Нефедова, больше известного как Эрьзя. Фрески выполнены по его собственным эскизам. Авторство этой находки требовало подтверждения специалистов.

«Я знала, конечно, о существовании этих росписей, но я не знала, что они сохранились. Конечно, мы сразу примчались в село Лаишево, и то, что мы увидели, нас потрясло – мы поняли, что стоим на пороге новой страницы в творческой биографии скульптора Эрьзи, потому что о раннем творчестве, ранней биографии его мало что известно», - пояснила искусствовед Елена Бутрова.

О юных годах и становлении художника на своей родине, в Мордовии, известно немного. Родился в Баево, затем семья переехала в Алатырь, где закончив церковно-приходскую школу, Степан Нефедов продолжил образование в Казани. С бродячей артелью прошел весь Поволжский регион, участвовал в росписи восемнадцати православных храмов.

«Эрьзя, в соответствии со своим характером художника, пытался внести свою эмоцию. Поэтому лики, которые нам открылись, в том числе несут черты авторской, индивидуальной манеры», - отметила Елена Бутрова.

Он всегда и во всем был индивидуалистом: в поисках жизненного пути художника-одиночки, в выборе своих героев.

«На Венецианском биеннале в 1909 году он делал знаменитое произведение «Узник перед казнью». И буквально за день оно ему не понравилось, он взял и привел его обратно в начальное состояние, практически за ночь восстановил его, и с ним выступил на Венецианской биеннале, получил приз и стал всемирно известным человеком», - рассказал президент Международного фонда искусств имени С.Д. Эрьзи Михаил Журавлев.

Его работы хранятся в музеях России, Италии, Аргентины, Америки. Но многое из наследия Эрьзи и утрачено. Поэтому уникальные фрески, найденные в Лаишево, приобретают особую ценность. Ведь именно здесь происходило становление молодого мастера.

«Мне кажется, Господь помогал ему. Даровал ему этот талант, к чему мы с вами сейчас можем приобщиться и увидеть. Ну, конечно, сейчас не видно. Но я верю, что будет храм восстановлен», - признался настоятель Софийского собора отец Сергий.

Чтобы восстановить и фрески, и храм, требуются немалые силы –финансовые, профессиональные, организационные… Специалисты говорят, только бы не упустить время!  

Новости культуры