07.11.2016 | 10:19

Александр Титель поставил "Пиковую даму" в Театре имени Станиславского

В Музыкальном театре имени Станиславского – премьера. "Пиковую даму" поставил Александр Титель. Музыкальным руководителем спектакля стал Александр Лазарев, оформил постановку Сергей Бархин. В этой трактовке главными действующими лицами оперы стали не люди, а время и место: Петербург, ХХ век. Рассказывает Алия Шарифуллина.

В настоящих лужах, в которых рискуют поскользнуться артисты, отражается Петербург - один из главных героев спектакля. Там разыгрывается эта драма. Но действие постановщики перенесли в ХХ век, канун Первой мировой войны. По мнению Александра Тителя, музыка Чайковского, в которой столько тревоги и ощущения катастрофы, гораздо ближе Серебряному веку, чем веку золотому.

"Мы хотели сгустить, сделать плотным. У Чайковского есть драматургия смены сцен. В театре времени Чайковского такой возможности не было. Мы поставили это одной из своих задач", - отмечает режиссер, художественный руководитель оперной труппы Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Александр Титель. 

"Пиковая дама" – ступень, подняться на которую под силу не каждой труппе. Поставить одну из своих любимых опер долго не решался и Александр Титель. Четыре года назад рискнул в Одессе, и вот теперь Москва. Выстраданной стала партия Германа для Нажмиддина Мавлянова.

"Голос должен быть готовым к этой партии, - говорит солист Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Нажмиддин Мавлянов. - Многие тенора на этой партии либо теряли, либо портили свои голоса".

С азартом и страстью за партию Лизы впервые взялась и Елена Гусева. Говорит, нравится петь Чайковского по-новому, без шелухи и штампов, которыми успела обрасти опера.

"Мы убирали лишние нюансы, которые сложились как традиция, но которых нет в партитуре. Мы следуем Чайковскому", - подчеркивает солистка Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Елена Гусева. 

В этом театре нынешняя "Пиковая дама" - третья по счету. Первую в 1930 году поставил Константин Станиславский, следующую – в 1976-м – Лев Михайлов. Удалось ли разгадать тайну трех карт Александру Тителю?

"По-моему, это шедевр! Я видел много "Пиковых дам" – и в Метрополитен-опере, и в Европе, и всюду, но это образцовая постановка" - с восхищением отзывается о постановке композитор Александр Журбин. 

"Такая трактовка меня не шокирует, потому что все очень красиво, эстетично", - говорит критик Татьяна Елагина. 

В дни премьеры Александр Титель отмечает 25-летие своей работы в этом театре. "Пиковая дама" – его 25-я постановка здесь. Премьера 6 ноября – день смерти Чайковского. Титель называет это простым совпадением, но в этом совпадении дат и цифр явственно ощущается мистический ореол, который всегда окружал "Пиковую даму".

Новости культуры