02.11.2016 | 11:45

В Третьяковской галерее открылись две камерные выставки

Кажется, в музейной жизни столицы появился новый тренд. Это камерные выставки в крупных государственных музеях. В Третьяковской галерее открылись сразу две небольшие экспозиции. Одна посвящена триптиху Михаила Скотти, другая - художнику Льву Баксту и семье Третьяковых. 

Работы Михаила Скотти – части триптиха, посвящённого событиям Смутного времени, – в последний раз показывались вместе в XIX веке. Художник создал их в 1851 году для интерьеров дома одного из покровителей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Сегодня же у картин разные владельцы. Одна - «Архимандрит Дионисий Зобниновский вручает грамоту воину» - хранится в Сергиево-Посадском историко-художественном музее-заповеднике, «Минин и Пожарский» - в Нижегородском художественном музее, а картина «Подвиг Ивана Сусанина» до недавнего времени находилась в частной коллекции. Теперь она находится в собрании Третьяковской галереи. Это приобретение и послужило толчком к тому, чтобы собрать части триптиха вместе. Хотя бы на время. Кстати, полотно «Минин и Пожарский» многим хорошо знакомо.

«Я приехала из Нижнего Новгорода, и там на центральной площади прямо напротив Нижегородского кремля висит огромный плакат, воспроизводящий эту картину. В Москве напротив Кремля тоже висит этот плакат.  И кто не знает картину, думает, что это огромное полотно», - рассказывает куратор выставки Людмила Маркина.

На другой выставке «Лев Бакст и семья Третьяковых» представлена всего одна картина. Это портрет Любови Гриценко, дочери основателя галереи и супруги Льва Бакста. Он написан в 1903 году на Лазурном берегу. Именно там их любовный роман получил бурное развитие. Рядом с полотном – фотография самого Бакста за работой над этим портретом. Автор снимка – его будущая супруга, ради брака с которой он даже перешёл из иудаизма в христианство. Правда, через шесть лет Бакст вернулся к иудаизму, как раз тогда, когда брак с Гриценко подошёл к логическому концу.

«Отношения были непростыми, поскольку после рождения сына, вскоре - через три года - они расстались и, хоть и встречались, но вместе с ними не жили. Бакст стал всемирно известным художником, постоянно был в разъездах. У Любови Павловны были проблемы со здоровьем, она много лечилась. Но, тем не менее, трогательные отношения, которые мы видим в ранних письмах, когда они еще были возлюбленными, они продолжались», - говорит куратор выставки Елена Теркель.

После расставания бывшие супруги продолжали писать друг другу письма, обмениваться фотографиями, открытками и рисунками детей. Некоторые из них представлены на выставке. На расстоянии отношения Бакста и дочери Третьякова складывались куда теплее и гармоничнее. Они дружили до конца жизни художника. Кстати, Любовь Павловна даже устроила выставку Бакста в Париже - уже после его смерти.
 

Новости культуры

Читайте также:

Портрет возлюбленной Бакста и полотно "Подвиг Ивана Сусанина" показывает Третьяковка