02.11.2016 | 20:15

Концепцию развития образования обсуждают на Всероссийском съезде учителей географии

Профессиональные географы часто сокрушаются: их наука на положении Золушки. И несмотря на то, что она на протяжении веков помогала открывать новые страны, изучать Землю, ей все время приходилось искать свое место среди других, признанных наук. Примерно так же обстоит дело и с преподаванием географии в школе. Все понимают, что эти знания необходимы, но предмет воспринимается как необязательный. В Москве открылся II Всероссийский съезд учителей географии. В центре обсуждения – итоговая версия концепции развития географического образования.

Что сделать, чтобы география стала интересной для школьников? Чтобы полученные знания по этому предмету пригодились в будущем?

«География – наука глубже, она формирует сознание и отношение человека к жизни, потому что он каждую секунду своей жизни находится в этой среде, среде природы, человеческой, общественной среде. И безусловно, все это требует глубокого изучения, фундаментальных знаний», – подчеркнул ректор МГУ им. М.В. Ломоносова Виктор Садовничий.

Учителя говорят: нужна программа,которая соединила бы традиционные знания и инновационные технологии. Необходим новый учебник – существующий слишком сложен для пятиклассников.

«Это опережающая программа в плане межпредметных связей, когда дети не знают, что такое проценты, а мы им пытаемся рассказать какую-то тему, где это очень важно, или географические координаты, когда приходится приводить примеры морского боя и игры в шахматы, потому что они к этому не готовы, не изучали. Получается, часть урока мы тратим не на то, на что должны», - отметил учитель географии Алексей Мурзин.

Раньше изучение географии начиналось в шестом классе – два урока в неделю. Сейчас уже в пятом – один урок. Учителя говорят: язык учебника сухой и сложный.

«Пятый класс, 12 лет. "Развитие географии, её связь с другими науками, привели к созданию целой группы взаимосвязанных наук. На сегодняшний день их больше восьмидесяти". Это для пятого класса текст? Это для сороколетнего человека не текст, он ничего не поймет из этого», - убеждена учитель географии, руководитель профильных смен РГО Елена Любашевская.

Новая концепция преподавания географии предполагает изменение образовательных стандартов и создание принципиально новых учебников. В 8-9 классах предполагается дополнительно к обычной географии ввести курс географии родного края по одному часу в неделю. В 10-11-м изучение географии должно стать обязательным. Предмет планируют включить в список обязательных экзаменов в 9 и 11 классах. Вступительный экзамен по географии появятся и в тех вузах, где есть специальности «Экономика», «Туризм», «Международные отношения».

«Та конструкция, которая сложилась в стране с образованием, достигла критического уровня. Все нововведения, или большинство из них, не приводили к желаемым результатам, и может быть, география явилась одним из индикаторов», - подчеркнул первый вице-президент Русского географического общества, президент географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, академик РАН Николай Касимов.

В этом году согласно статистике 90 выпускников сдали ЕГЭ по географии на сто баллов. Для многих же вопросы, куда впадает Волга, или вокруг какой звезды вращается Земля, остаются открытыми.

Новости культуры