01.11.2016 | 10:26

На выставке "Полет Жар-птицы" собраны костюмы и эскизы декораций Марины Соколовой

В Театральной галерее на Малой Ордынке проходит выставка работ Марины Соколовой "Полёт Жар-птицы". Она создавала декорации и костюмы для ведущих театров России и Европы. В экспозиции - более двухсот работ, часть из которых Соколова сделала вместе с мужем - художником театра и кино Валерием Левенталем. Подробности сообщает Алия Шарифуллина.

Яркое платье склонной к авантюрам озорной Адели, расшитое драгоценными камнями одеяние загадочной Шахерезады, более лаконичный наряд русской красавицы – эти костюмы никогда не могли бы встретиться в другом пространстве. Выставочный зал легко объединяет разные эпохи, стили, театры, в которых работала Марина Соколова. Представлены эскизы наряда Розалинды для спектакля Театра оперетты «Летучая мышь». Художница создавала его специально для Галины Вишневской. В постановке оперная дива участвовать не смогла, эскизы долгое время хранились в архивах.

«Здесь даже написано: "Вишневская". В прошлом году Театр оперетты обновил эскизы именно по этим архивам. С учетом особенностей тканей», - говорит куратор выставки Анаит Оганесян. 

«Все, к чему она прикасалась, становилось драгоценностью. А работала она, как птица поет», - вспоминают о Марине Соколовой. Она одной из первых среди художников театра в 60-х годах обратилась к истокам народного творчества. В своих работах использовала мотивы резьбы по дереву, росписи Городца и Хохломы, традиции кружевоплетения. Вдохновить художницу могли и менее изящные предметы.

«Однажды в глубокой провинции мы увидели, что продаются хозяйственные веревки. Она удержаться не могла. Через некоторое время она сделала занавес в технике макраме», - вспоминает Екатерина Левенталь, дочь художницы Марины Соколовой.

От балета до оперы, от анимации до кукольного театра – Марина Соколова работала с самыми разными формами. Карьеру начала на киностудии «Союзмультфильм», работала вместе с режиссерами Ивановым-Вано, Данилевичем, Норштейном. В 1964 году ее пригласили в Большой театр для работы над балетом-пантомимой «Сказка о солдате и чёрте» Стравинского. С тех пор ее наперебой зазывали различные театральные площадки России и Европы. Борис Мессерер был хорошо знаком с художницей. Признается, что ее эскизы всегда производили сильное впечатление.

«Мы все немножко, когда рисуем, спешим – объёмы огромные. А здесь такая удивительная проработка. Изумляюсь, когда было все сделано?!» - отмечает театральный художник, сценограф Борис Мессерер. 

В свободное время она шила декоративные ковры. Детали для такого панно – ткани, лоскутки и ленты – художница собирала в разных городах мира. Прикладное творчество Соколовой выставляется впервые.

Новости культуры