31.10.2016 | 11:15

Две мировые премьеры представили в Московской консерватории

Один вечер – две мировые премьеры. Уникальный концерт состоялся в Большом зале Московской консерватории. Прозвучали сразу две оперы современных композиторов: «Король шахмат» Александра Чайковского по мотивам произведения Стефана Цвейга «Шахматная новелла» и «Юбилей» Владислава Агафонникова – композитора, профессора Московской консерватории, который в этом году отметил 80-летие. Каков путь произведений современных композиторов до постановки, легко ли им прорваться на сцены театров и концертных залов, всё ли решает качество музыки, и как работает в России закон об авторском праве - смотрите в нашем репортаже. Сообщает Елена Ворошилова.

Два часа дня. Не самое лучшее время для оперной премьеры. И голоса певцов разогреты не так, как надо, и зал полупустой. Но композиторы счастливы. Ведь таких премьер ждут годами. Прорваться на сцену современным авторам бывает иногда труднее, чем написать музыку.

«Директора театров не хотят рисковать, потому что, ставя, «Травиату» или «Аиду», ты обеспечиваешь полный сбор», - объясняет композитор Александр Чайковский.

Новое название, современный автор, как кот в мешке. Рисков много, прибыли никакой. Александр Чайковский давно подбирался к «Шахматной новелле» Цвейга. К тому же он сам - шахматист-любитель. Заказ к 150-летию Московской консерватории развязал руки. Редкая удача, когда партитура не томится десятилетиями в столе.

Композиторы мрачно шутят, что лучший автор – это мертвый автор, особенно, когда проходит семьдесят лет со дня смерти. Тогда можно забыть об авторском праве и ничего не платить.

«Почему-то считается, что автор должен быть счастлив, если его просто сыграют, но он должен на что-то жить», - замечает композитор Александр Чайковский.

Владислав Агафонников ностальгирует по временам смотров оперного творчества. Когда директора театров разъезжали по стране в поисках новых имен.

«Расчитывать на то, что первый спектакль молодого композитора принесет доход театру, не приходится. Молодые композиторы не обогащались за счет постановки», - отмечает композитор Владислав Агафонников.

Много лет композитор работает над циклом «Чеховщина». «Ванька Жуков», «Хористка», Злоумышленник дальше концертного исполнения так и не продвинулись. Надеется, что может больше повезет «Юбилею». Впрочем, не только зрители, но и певцы с опаской относятся к новым партитурам, предпочитая проверенную классику. 

Творцы считают, себя недооценёнными, продюсеры пытаются подстраховаться проверенным репертуаром, а зритель просто ждет новой, талантливо написанной музыки.  

Новости культуры