29.10.2016 | 19:38

"Простая молитва" Софии Губайдулиной прозвучала в Москве

Как сказал Дмитрий Шостакович студентке Московской консерватории Софии Губайдулиной: «Я желаю Вам идти вашим неправильным путем!». Так она с этого пути и не сходит. А в чём его неправильность, кто возьмётся объяснить? Наверное, начать можно с обыденного. С того, например, что она - женщина, а почти совсем не имеет и совсем не носит украшения, и музыку свою не украшает. Любой может сказать: «Не красивая у неё музыка». Будет ли он прав?

Во всяком случае, красота в искусстве – это не то, к чему художника можно обязать. Настоящего художника вообще довольно сложно к чему-либо обязать. За Губайдулиной этого и не было замечено ни разу. «То красиво, что служит чему-нибудь», - говорит она. А в беседах и о жизни, и о музыке она чаще произносит слово «боль», а не слово «красота». София Асгатовна Губайдулина отметила не этой неделе юбилей и представила в Москве новое произведение – «Простую молитву». Рассказывает Елена Ворошилова. 

«Простая молитва» Софии Губайдуллиной, конечно же, совсем не проста - ни для автора, ни для слушателей, ни для исполнителей, которые должны предельно точно подчиняться воле композитора.

«Я боюсь за свою вещь, что не так прозвучит фраза, не так прозвучит акцент или какое-то сфортацато. Боишься за каждый звук», - признается София Губайдулина.

Два года назад Софию Губайдуллину поразила молитва из ирландского сборника Бенедиктинского монастыря: «Помоги мне, Господи, не в том, чтобы меня утешали, понимали и любили, а в том, чтобы я утешал, понимал и любил». Такое обращение к Господу вдохновило композитора на создание авангардной «Простой молитвы».

«Это первое сочинение вообще в таком роде. Таких сочинений никогда не существовало. Как она назвала в примечании, это служба без пения», - отмечает виолончелист, народный артист России Владимир Тонха.

Виолончелист Владимир Тонха в этот вечер не только играл, но и читал текст «Простой молитвы». Здесь музыка и слово балансируют на грани. Чуть больше - и смысл потерян, чуть меньше - и акцент смещен. Сама Губайдулина признается, что это сочинение было мучительно трудным для нее.

«У меня это очень большое испытание было и много восторженных моментов. Я благодарна тому, что я встретилась с такой молитвой», - отмечает София Губайдуллина.

Музыка московской тройки авангардистов – Альфреда Шнитке, Эдисона Денисова и Софии Губайдулиной - стала прорывом в 1960-е. Рискованным экспериментом, который для Софии Асгатовны продолжается до сих пор.

«Когда она дает ценные указания или советы, как исполнять, понимаешь, что человек не просто пишет ноты. За этим стоят образы, сюжет, содержание, смысл, что и должна передавать музыка», - говорит заслуженный артист России Михаил Хохлов.

В 85 лет София Губайдулина все также ловит слушателя в лабиринты своей музыки. Найти выход из них можно только с помощью работы души и напряжения интеллектуальных и эмоциональных мышц.

Новости культуры