29.10.2016 | 17:36

Эймунтас Някрошюс показал "Мастера Голода" на фестивале "Сезон Станиславского"

На XII Международном театральном фестивале "Сезон Станиславского" названы новые лауреаты премии Станиславского. Это актёры Сергей Безруков, Игорь Костолевский, Илья Исаев, Игорь Гордин. Одну премию на всех получит коллектив Ярославского театра имени Волкова. Как раз его спектаклем по Чехову фестиваль открылся. Как говорит автор очередного прочтения "Чайки" Евгений Марчелли, эта птичка "как крыса, только с крыльями, что ещё хуже!". Гостит на фестивале литовский театр Эймунтаса Някрошюса Meno Fortas. Из Литвы приехал спектакль по Францу Кафке "Мастер Голода". Репортаж Ирины Разумовской.

Эймунтас Някрошюс известен своими томными, философскими и напряженными спектаклями. Но в рассказ "Голодарь" Кафки режиссер решил добавить нотки юмора. В начале спектакля актеры выходят с картонными, смешными желудками и настраивают на шутливый лад.

История о Мастере Голода, который выставляет напоказ свое "искусство голодания" для Някрошюса история о художнике в самом широком смысле слова, и пресыщенности сегодняшнего общества.

"Конечно, с первого взгляда чересчур короткий рассказ, но он прекрасный", - комментирует режиссер Эймунтас Някрошюс. 

Поставить на роль Голодаря женщину Някрошюс решил не сразу. Говорит, просто во время репетиций понял, что лучше Виктории Куодите никто это не сыграет. Она же – когда узнала, что будет зачитывать наизусть весь рассказ Кафки – испугалась. Обычно у них в спектаклях мало текстов. А вот пол персонажа как раз был для нее не так принципиален.

"Этот спектакль про свободу – про свободу мысли чувств, эмоций, про свободу говорить, выражаться и про то, сколько это свобода стоит и чем она кончается", – рассказывает актриса Виктория Куодите (Литва). 

Герой Виктории не так серьезен, как кажется из текста Кафки. В нем даже есть что-то от Чарли Чаплина. Комичен, остроумен, музицирует, поет и нелепо танцует. Но это пляски смерти, конечно. Худое голодное тело здесь борется за зрелище – в клетке и на привязи.

Когда Кафка писал этот небольшой двухстраничный рассказ, у него была болезнь горла, и он действительно не мог есть. Создатели спектакля настаивают: в первую очередь играют историю про голод напоказ. Все метафоры подразумевают потом и рассчитывают как раз на зрителя с образным мышлением - другой, правда, на Някрошюса и не пойдёт.

Новости культуры