25.10.2016 | 11:01

Юбилейный концерт в честь Софии Губайдулиной прошёл в Москве

«Идти своим неправильным путём» пожелал как-то Софии Губайдулиной Дмитрий Шостакович. И она следует совету по сей день. И когда вместе с Альфредом Шнитке и Эдисоном Денисовым оказалась в тройке авангардистов и экспериментаторов, чью музыку официально не признавали, и сейчас, когда её произведения исполняют лучшие музыканты мира. Свой юбилей София Губайдулина встретила на сцене – родного Малого зала Московской консерватории. Репортаж Елены Ворошиловой.

Маленькая, хрупкая, она все время шла своим неправильным путем, отстаивая право быть самой собой и писать ту музыку, которую чувствует её душа. А потому эти овации София Губайдулина приняла особенно трепетно. В этот вечер, кажется, она впервые волнуется. Не за себя – за «Простую молитву», которую писала долгих два года.

«Я боюсь за свою вещь, что не так прозвучит фраза, не так прозвучит акцент или сфорцато, боюсь за каждый звук», - признаётся София Губайдулина.

Прочитав в ирландском сборнике Бенедиктовского монастыря текст молитвы Франциска Ассизского, Губайдулина влюбилась в слова и смыслы. Они потрясли её. Слово стало отправной точкой ее нового творения.

София Губайдулина взяла духовные тексты из разных источников: Псалмы, Молитвослов, «Песнь песней» Соломона. Объединила их в музыкальной поэме о любви и ненависти, страдании и прощении, пути к Богу.

«Это первое сочинение в таком роде, таких никогда не существовало. Как она назвала в примечании – «служба без пения», – отметил народный артист России Владимир Тонха.

Виолончелист Владимир Тонха в этот вечер не только играет, но и читает сами тексты «Простой молитвы». Здесь музыка и слова балансируют на грани. Чуть больше – и смысл потерян, чуть меньше – и акцент смещен. Сама Губайдулина признается – это сочинение было мучительно-трудным для нее. 

«Для меня это было большое испытание, и было много восторженных моментов. Я благодарна тому, что я встретилась с такой молитвой», – говорит композитор.

Музыка московской тройки авангардистов – объединившей Альфреда Шнитке, Эдисона Денисова и Софию Губайдулину – стала прорывом в шестидесятые. Рискованным экспериментом, который для Губайдулиной продолжается до сих пор.

«Когда она дает советы, как исполнять, понимаешь, что человек не просто пишет ноты, за этим стоят образы, сюжет, содержание, смысл, что и должна передавать музыка», – подчеркнул заслуженный артист России Михаил Хохлов.

Собственно, и сейчас она ставит многих в тупик своей музыкой. Заставляет работать душу и искать смыслы. Эта противоречивая София Губайдулина – хрупкая и сильная женщина.

  Новости культуры