24.10.2016 | 19:52

Экономические проблемы театров – в фокусе Всероссийского форума "Театр: время перемен"

Сегодня в центре внимания – Всероссийский форум «Театр: время перемен», состоявшийся в Москве. Формально он стал продолжением очередного, седьмого съезда театральных деятелей и прошёл под слоганом «Вызовы и тревоги завтрашнего дня». Но дискуссии на нём развернулись, конечно, о насущном. Театр тоже тревожит экономическая ситуация в стране. Итоги форума – в репортаже Юлии Казюковой. 

Отношения театра с государством – главная тема форума. Градус выступлений все повышался. Государство должно отказаться от управления искусством, а заниматься исключительно театральным делом – считают выступающие. Председатель СТД Александр Калягин уверен: театр без поддержки государства не выживет.

«Если государство сокращает финансирование и во главу угла ставит эффективность театра – тогда можно ставить пьесы только с легким содержанием» - подчёркивает он.

В Республике Дагестан – 11 театров. В каждом играют на своем, одном из многих кавказских языков. Недавно открыли 12-й – Театр поэзии. Но актерские зарплаты мизерны.

«Средняя заработная плата, например, на Северном Кавказе – от 9 до 13-15 тысяч, это вся заработная плата актёра», – поясняет представитель СТД в Республике Дагестан Айгум Айгумов.

В аграрной Республике Алтай – единственный театр. Здание почти аварийное. Из ста мест в зале раскупается треть. Впрочем, тех, кто не может заплатить, пускают бесплатно.

«Сейчас кризис, финансов нет и не все могут себе позволить 100-150 рублей на билет. И мне кажется, надо как-то взаимодействовать с Министерством сельского хозяйства, чтобы была какая-то дотация», - комментирует председатель Алтайского отделения СТД РФ Светлана Тарбанакова.

В Свердловской области понимают: рост экономики невозможен без вклада в культуру. В бюджет третьей после Москвы и Петербурга театральной столицы заложены расходы на поддержку 35 театров. Гранты, стипендии, финансирование фестивалей.

«Общее заполнение зала приближено к 90 процентам. Зрители идут. Это делает возможным и нужным поддержку театрального пространства», - отмечает министр культуры Свердловской области Павел Креков.

Чтоб влиять на решения властей Константин Райкин призвал участников форума к цеховой солидарности. Только объединившись, считает он, можно отстоять неординарные, спорные спектакли. Цензуре – нет, считает Райкин.

«Запрет цензуры – я считаю, что это величайшее событие векового значения в нашей жизни. И что сейчас происходит? Я сейчас вижу, как у кого-то явно чешутся руки это изменить и вернуть обратно», - убежден он.

Участники форума надеются, что государство услышит мнения профессионалов и не пойдет на радикальные реформы театральной отрасли. К примеру, не заменит «режиссерский» театр на «директорский».

«Я считаю, что во главе театра должен стоять всегда художник, а директор является и его помощником, и обслуживающим персоналом», - говорит директор Театра Вахтангова Кирилл Крок.

А еще, надеются участники форума, государство не станет судить о качестве спектакля только по заполняемости зала и не будет массово превращать репертуарные театры в проектные площадки.  

Новости культуры