22.10.2016 | 18:07

Полотна из коллекции Щукина собраны на уникальной выставке в Париже

Великий российский меценат Сергей Щукин говорил выдающемуся художнику Александру Бенуа: "Хорошая картина всегда дешёвая, потому что она никого не интересует". В конце девятнадцатого века коллекционеры охотились за классическим искусством, когда у них под носом рождалось искусство будущего, Щукин это понимал. Это уже слова Анна Бальдассари, куратора выставки, которая начала работать в Париже, в здании Фонда современного искусства и культуры Louis Vuitton. Впервые с середины прошлого века полотна Моне, Сезанна, Ренуара, Матисса, Пикассо из российских музеев собраны вместе. Половина щукинской коллекции, национализированной большевиками, а потом ещё и разделённой. Щукин завещал своё собрание Москве. Здание Фонда Louis Vuitton завещано Парижу. Вот он, шедевр Фрэнка Гери, похоже на осколки, собранные в одну кучку. Репортаж Гули Балтаевой.

"Вива, Щукин! Чудо, которое до сих пор не разгадано", - так французы оценивают собрание российского предпринимателя и коллекционера Сергея Щукина. На самом деле такого Матисса и Пикассо нет даже во Франции. Не понимая, не принимая этих художников, он первым почувствовал их значимость, несмотря на насмешки, продолжал покупать картины.

"Он так увлекся, смотря этот портрет, что в конце концов, после этого первого через три года были 50 работ Пикассо в собрании Щукина, то есть самое большое количество картин одного художника в собрании Сергея Ивановича Щукина", - говорит Андре-Марк Делок-Фурко, внук Сергея Щукина.

Внук Щукина - инициатор проекта. Решил дружить с музеями, а не воевать. Посте того, как много лет вслед за матерью через суды пытался добиться компенсации за дедовскую коллекцию, национализированную сразу после Октябрьской революции. Из нее и собрания Морозова возник Музей нового западного искусства, а потом, когда музей закрыли, картины разделили между Эрмитажем и Пушкинским. Щукинская коллекция в музее Фонда Louis Vuitton воссоздана впервые с 1948 года – 130 работ из 257.

"Еще в 1908-м Щукин превратил свой дом в первый в мире общедоступный Музей современного искусства. Вот вам пример влияния: "Крестьянка" Малевича до Пикассо, увиденного им в доме предпринимателя, мы повесили их рядом, и после. Видите, как меняется почерк, стиль? Хотя вроде бы то же весло, те же краски", - рассказывает куратор выставки Анн Бальдассари.

"Собрание Щукина, которые было открыто для художников, сыграло огромную роль в формировании самых радикальных концепций русского авангарда", - говорит генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Музей Фонда Louis Vuitton, которым владеет Бернар Арно, сразу согласился на этот невероятно дорогой проект: коллекцию Щукина оценивают в восемь миллиардов долларов.

"Эти шедевры надо видеть. Выставка помогает понять, как современность становится классикой, а классика выглядит современной, как модное становится чем-то вечным", - комментирует французский бизнесмен Бернар Арно.

Этой потрясающей истории отданы все тринадцать залов, все четыре этажа. Два года работы интернациональной команды из ста человек.

Новости культуры

Читайте также:

Уникальная выставка шедевров нового искусства из собрания Сергея Щукина открылась в Париже