20.10.2016 | 19:38

Выставка в Омском музее имени Врубеля посвящена водяным знакам

Проверка подлинности. В Омском музее изобразительных искусств имени Врубеля рассказывают о водяных знаках. Их и в старину, и сегодня используют в качестве защиты от подделок, например, документов, книг, денег. Сейчас создать свой водяной знак можно даже в мобильном приложении. А вот тому, как это делали раньше, и посвящена выставка. Она называется «О львах, шутах и королях». Почему она называется именно так - в репортаже Динары Шамец.

Самые большие и самые маленькие, те, что встречаются часто, и очень редкие – всевозможные водяные знаки на бумаге собраны в одном выставочном проекте. Водяной знак всегда считался отличительным символом качества. С его помощью производители бумажной продукции идентифицировали свой товар. В экспозиции – книги, карты и гравюры.

"Вот здесь как раз дата видна и подпись: "Рембрандт", - комментирует заведующая отделом реставрации графики и ткани Омского областного музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля Татьяна Масюк, демонстрируя один из экспонатов.  

Несколько столетий гравюра "Юпитер и Антиопа" была украшением частных собраний. В 80-е годы прошлого века работу передали в Омский музей. В просвете лучей лампы реставраторы разглядели филигрань "Я.Е". Водяной знак известного владельца российской бумажной мануфактуры Якова Евреинова, созданной по указу Петра в XVIII столетии, миф о звездном авторстве развенчал. Это, кстати, единственный экспонат на выставке, основа которого – отечественного производства. Как правило, до XIX века в России использовали только европейскую бумагу, там ее производство уже было поставлено на поток.

"Ее называли тряпичной. Тряпье использовалось. Оно гнобилось, варилось в кальцинированной соде. Потом ее надо было размолоть. И здесь европейцы ввели новшество - толчеи с водяным приводом", - рассказывает Татьяна Масюк.

Реставраторы мастерской Омского музея на время работы выставки примерили на себя роль ватмена, что в переводе с английского означает - черпальщик. Наладили для посетителей экспозиции собственное производство бумаги. Водяной знак получают вдавливанием металлического сетчатого валика в бумагу в процессе её изготовления или на специальных формовочных рельефных сетках, иногда с использованием филиграни.

"Мы сделали из ниточек, проложили букву "V" - имитация водяного знака", - говорит художник-реставратор Омского областного музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля Ольга Новикова.

Кувшины, шуты, львы и короны – эти изображения чаще всего использовали в качестве водяного знака. Владельцы бумажных мельниц тщательно разрабатывали дизайн водяных знаков. Так они защищали дорогую бумагу от подделок. Среди самых уникальных экспонатов - российский атлас 1792 года. В нем зафиксированы важнейшие открытия русских мореплавателей на севере. Печатали раритетное издание на лучшей в то время – французской бумаге. А вот с напечатанным в XVII веке "Месяцесловом" случился конфуз. Бумагу для него предварительно разрезали на четыре части. Когда листы соединили, сложилось изображение галантной сцены: кавалер с кубком и дама с веером и сердцем.

Новости культуры