19.10.2016 | 10:50

Выставку в Петербурге посвятили истории Императорских театров

В Петербурге, в выставочном зале Российского государственного архива проходит выставка «Ища прекрасному достойную огранку…». Она приурочена к 250-летию Дирекции Императорских театров. История театра со времён Екатерины II до 1917 года отразилась в уникальных документах и предметах из фондов архивных и музейных собраний. В экспозиции - чертежи и планы зданий Императорских театров в Санкт-Петербурге и Москве, эскизы занавесов и декораций, выполненных знаменитыми русскими художниками, театральный реквизит и костюмы. Рассказывает Алексей Олиферук. 

Указом от 13 октября 1766 года императрица Екатерина II утвердила штат, как сказано в документе «ко всем театрам, и к камер -, и к бальной музыке принадлежащим людям». С этого момента русский театр, зародившийся еще в правление царя Алексея Михайловича, получил новую регламентацию и стал развиваться как полноправная часть культурной жизни страны. Просвещенная императрица ценила драматическое искусство и самостоятельно разрабатывала правила посещения Эрмитажного театра, все Романовы вносили коррективы в работу Театральной дирекции.

«Император Павел вводит жесткие регламентации эстетических вкусов, в том числе он не любил длинные представления. Указом в 1800 году он решает, что представления должны начинаться в пять часов, а заканчиваться непременно в восемь», - рассказывает сотрудник Российского государственного исторического архива Татьяна Богданова.

Начиная с Ивана Елагина Дирекцию Императорских театров возглавляли выдающиеся личности: князь Николай Юсупов, покровитель артистов Александр Гедеонов, многосторонне одаренный Иван Всеволожский представлен на выставке блестящими карикатурами на своих коллег. С 30-х годов XIX века чиновники Дирекции имели высочайше утвержденные мундиры, пользовались исключительным правом печати афиш. Все вопросы, касающиеcя важных исторических постановок, проходили согласование на уровне императора.

 «В 1837 году император Николай I издает указ о том, чтобы особы Дома Романовых не были представлены на сцене театров. Этот указ периодически нарушался, если Дирекция считала, что император на сцене показан достойно, и это не омрачает его память», - продолжает рассказ Татьяна Богданова.

Архив Дирекции насчитывает более 47 тысяч документов, среди них есть и положения о цензуре и свидетельства скандального рода, так в этом деле содержится запрет зодчему Карлу Росси продавать билеты сторонним людям в свою ложу в Александринском театре.

«Здесь не одни документы, здесь и замечательный предметный ряд: графика, чертежи, рисунки и даже обертки для конфет с портретами выдающихся артистов, которые тоже продавались в театрах», - поясняет директор Российского государственного исторического архива Сергей Чернявский.

Обычная программка начала XX века могла быть замечательным произведением искусства, эскизы знаков для артистов императорских театров разрабатывались фирмой Фаберже. Значительный раздел экспозиции связан с личными фондами титанов сценического искусства. Летопись театральной жизни двух столиц заканчивает программка от 25 октября 1917 года. В то время как на сцене императорского Мариинского театра шел «Щелкунчик», на улицах Петрограда разворачивался совсем другой спектакль с отнюдь не сказочным финалом.

Новости культуры