14.10.2016 | 19:41

"Красная машина" Дени Лавана завершила в Москве фестиваль моноспектаклей Solo

«Жизнь – это соло на скрипке перед публикой, только играть учишься во время выступления» - кто-то из великих сказал. Каково артисту, который несколько часов в одиночку удерживает внимание зрителей – представить сложно. Поэтому жанр моноспектакля – это совершенно отдельная история, для которой даже был придуман собственный фестиваль. Его так и назвали – Solo. В девятый раз он прошел в Москве. Одним из открытий смотра стал спектакль выдающегося француза Дени Лавана – «Красная машина». Подробности в репортаже Ирины Разумовской.

Путь спектакля с известным французским актёром к такому ажиотажу был тернист. Вернее – его и вовсе могло не быть. Почта Франции потеряла паспорт Дени Лавана, когда тот вместе с визой отправили из России в Париж. Организаторы фестиваля бросили все силы на поиски пропажи, и вот, «безумец от искусства», как его называют, Лаван на сцене в Москве. Выкрикивает жёсткие стихи на французском языке. Артист подчеркивает: не всегда важно понимать слова в его спектакле, главное – уловить энергетику.

«Про речь своих персонажей я бы сказал так – это извержение, плевок, если хотите. Мне очень близок Владимир Высоцкий – его отношение к языку», - признается Дени Лаван.

К русской культуре Дени Лаван обращается часто. Даже по-русски немного понимает. Со сцены помимо французской поэзии – читает стихотворения Велимира Хлебникова и Марины Цветаева.

Директор фестиваля Solo Михаил Пушкин рассказывает: «Когда Лаван снимался с Чулпан Хаматовой в фильме, она научила его стихам – открыла для него Цветаеву. Цветаеву он читает теперь на русском языке. Чулпан была сегодня на репетиции – поскольку вечером у неё спектакль – два человека встретились – была трогательная встреча».

Дени Лаван на сцене похож на своего повзрослевшего героя из культового фильма Лео Каракаса «Любовники с Нового моста». Там они играли с Жюльет Бинош. Этот образ – то ли Квазимодо, то ли демона - весь в побелке и в ветоши, он хрипит, блеет и вопит о страданиях, страхе, боли и смерти.

Дени Лаван: «Одно из стихотворений, которое я читаю, очень важно для меня. По эмоции важно. Оно называется «На собственных крыльях» Его написала французская поэтесса Сильви Бресс (Sylvie Bresse). Она недавно умерла от рака, и я знаю, что на спектакль в России придут два её сына».

Две электрогитары безжалостно дополняют стенания Лавана. Такой театр – почти театр жестокости Антонена Арто. Когда верят в то, что страдания на сцене уменьшат количества зла за её пределами.

Новости культуры