14.10.2016 | 10:04

Юрий Григорович возродил "Золотой век" на сцене Большого

"В мир возвращается великий век, приходят золотые годы..." В Большом театре – долгожданная премьера. "Золотой век" Дмитрия Шостаковича – балет с непростой историей. После премьеры в 1930-м его сняли с репертуара, и только спустя несколько десятилетий "Золотой век" получил второе дыхание и был возрождён стараниями Юрия Григоровича. Рассказывает Анна Щербакова.

До начала спектакля всего несколько минут. Последние приготовления артистов. Совсем скоро откроется занавес, и зрители снова спустя 7 лет увидят балет "Золотой век" на сцене Большого театра.

Для примы-балерины Большого Нины Капцовой танцевать ведущую партию в "Золотом веке" – не в новинку. В 2006-м в эту роль ее вводила сама Наталья Бессмертнова. Тем не менее перед выходом на сцену балерина заметно нервничает. Хореография Юрия Григоровича тесно связана с музыкой. Он требует от танцоров именно музыкального, эмоционального исполнения. Во время выступления артисты затрачивают не только физические, но и душевные силы. Роли непростые.

"Образ моей героини Риты, он достаточно многогранный. Чем вообще славятся балеты Юрия Николаевича Григоровича, чем они мне близки, это тем, что главное в этих балетах – это психология отношений людей. Здесь, в этом балете – это любовный треугольник, это все связанные с ними чувства, страсти", - отмечает прима-балерина Большого театра Нина Капцова. 

"Золотой век" увидел свет в 1930-х. Его поставили на сцене Мариинского театра. Балет Дмитрия Шостаковича убрали из репертуара через год: критики навесили на музыку композитора ярлык "формализм". Юрий Григорович оказался первым, кто рискнул возродить балет. Это было в 80-х на сцене Большого. "Золотой век" пережил несколько редакцией. В этой – премьерной – хореография осталась прежней, но постановка смотрится все же по-новому: технические возможности танцоров Большого возросли, партии стали эффектнее.

Действие балета разворачивается в Советском Союзе времен НЭПа. Перед зрителем предстают персонажи из двух миров – буржуазии и пролетариата. У каждого из них – свои костюмы, пластика, настроение, взгляды. Но идеологическая борьба – не главное.

"Вопрос же не в этом, вопрос в том хореографическом языке, в том таланте, который у Юрия Николаевича есть, в той великой музыке, которая есть у Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, и как это все рассказано", - подчёркивает директор Большого театра Владимир Урин.

Премьера теперь значится не только в афише Большого театра, но и в расписании сеансов российских кинотеатров. "Золотым веком" открывается программа "Большой балет в кино".

Новости культуры