11.10.2016 | 10:13

Пушкинский музей переносит в пространство бюргерского дома XVII века

«Эти милые, красно-зелёные домики, эти садики, в розах и жёлтых и алых», – это Валерий Брюсов о Голландии. Каковы голландцы были и есть в «искусстве жить» – об этом готов поведать в Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина. Там открылась новая экспозиция «Интерьер бюргерского дома в Голландии эпохи расцвета». Объединив живописные работы и предметы прикладного искусства, организаторы выставки решили воссоздать образ дома, который являлся ключевым в искусстве Нидерландов эпохи расцвета. Репортаж Анны Галинской.

Картины и зеркала, карты мира на стенах голландских домов часто служили единственным украшением интерьера. Дома хоть и были двух-, и даже трехэтажными, но очень и очень узкими. Так что одна из задач художников того времени – визуально расширить пространство. Взять, к примеру, этот мраморный пол в шашечку – он переходит из одной работы в другую. Причем, на картинах он – в комнатах, однако в реальности – его можно было встретить только в прихожей.

«Это своеобразная художественная фантазия, постольку, поскольку подобные полы были чрезвыйчайно дорогими. Также мы видим стены, выложенные деревяными панелями, такой прием также использованлся в голландских интерьерах», - рассказала куратор выставки Полина Могилина.

И пол, и деревяные панели, даже огромное окно – тщательно прорисованные детали картин воссозданы на выставке в натуральную величину, погружая зрителя в пространство бюргерского дома. Элементы живописных работ представлены отдельно – как, например, карта мира. Есть в экспозиции и «ожившая картина» – «Девушка, читающая письмо перед открытым окном». Ее сутки длятся чуть больше 13 минут.

«Человеку нужно окончательно замедлиться здесь, у этой работы, потому что само движение героини едва уловимо. Мы как будто бы чувствуем неторопливое дыхание этой прекрасной девушки на фоне окна, видим этот серый цвет. И мы становимся частью этого пространства», - отметила директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак.

О жизни голландских бюргеров рассказывают и предметы быта, например, миниатюрная туфелька. Кстати, без супинатора и непонятно, на какую ногу, – до XIX века о разделении туфель на правую и левую не было и речи. А подсвечник причудливой формы на самом деле – ваза. Каждое отверстие предназначалось лишь для одного тюльпана, чтобы ничто не отвлекало от настоящей красоты. Деревяный кабинет, гордость хозяина, ставили исключительно в прихожей. При гостях его открывали и обязательно показывали содержимое.

«Хранили как мелкоформатные коллекции – окаменелости, раковины, могли быть миниатюры из серебра, дорогике и приятные сердццу владельца предметы. Кроме того в этом кабинете могло находиться белье из беленого льна, который очень ценился», - пояснила куратор выставки Ирина Скопцова.

Дом в Нидерландах XVII века был важен не только для гражданина, но и для государства в целом. Благосостояние дома, по убеждению голландцев, свидетельствовало о состоянии страны. При этом одной из главных ценностей была семья.

Новости культуры