10.10.2016 | 15:14

На 91-м году жизни скончался режиссер Анджей Вайда

Режиссер с мировым именем – Анджей Вайда скончался на 91-м году жизни. Это имя – веха в кино. И не только. В послевоенной Европе – творчество Вайды было символом свободы. Обладатель практически всех кинематографических призов, кавалер высших национальных наград многих стран мира – он работал до последнего дня. 14 октября на Римском фестивале будет показана его последняя лента – «Послеобразы». Рассказывает Юлия Казюкова.

Почти полсотни фильмов и столько же спектаклей принесли мастеру многочисленные награды. В их числе «Оскар» - за «вклад в мировое кино», создание в Варшаве собственной киношколы, премия «Сезар», призы Каннского, Венецианского и Берлинского кинофестивалей.

Он говорил, что ничего не сочиняет. Все фильмы Анджея Вайды – часть его жизни. Начиная с «Поколения» - картины-манифеста о молодежи, рожденной в 20-х и опаленной войной, критики заговорили о новой, посттоталитарной школе польского кино. Ее лидер – Анджей Вайда - в 1957-м получил спецприз Каннского фестиваля за картину «Канал». А еще через год фильм «Пепел и алмаз» - последний в «военной трилогии» - принос ему мировую славу.

«Он был моральным авторитетом. Он верил, что кино что-то сможет изменить и в общественной жизни. Кинематограф Вайды влиял на умы. И после его фильмов невозможно было возвращение коммунистического тоталитаризма. Он освобождал умы», - рассказывает кинокритик Лариса Малюкова.

Его юность, которая пришлась на Вторую мировую войну, определила и взгляды Вайды. Он был антикоммунистом и крайне негативно относился ко многому в Советском Союзе. Нужно было обходить цензуру. А Вайда продолжал говорить. Не только в кино, но и в театре. Достоевского – знатока человеческих душ - ставил по всему миру, но не в России, где классика считали сугубо своим. В 2004-м мечта Анджея Вайды сбылась – на сцене «Современника» он поставил «Бесов».

«Мы вводились в очень жесткий режиссерский замысел, с уже готовым костюмами, не могли отойти на миллиметр от текста, уже проверенного и выверенного им. Поэтому это была такая жестокая работа с его стороны», - вспоминает народная артистка России Елена Яковлева.

«Это был какой-то такой совершенно непонятный момент. Мы все стояли просто и смотрели, как Вайда очень аккуратно и очень тщательно, как профессиональный маляр красил дверь. Потом, почти докрасив её до половины, он отдал кисточку, вернулся, сделал одно единственное замечание, и через три минуты минуты прозвучала команда «Мотор». Понимаете, вот это, это режиссура, - говорит народный артист России Сергей Гармаш.

По Вайде можно изучать историю Польши. Во многих школах его экранизации показывают на уроках истории. В 2007-м вышла его «Катынь» - среди расстрелянных там 15 тысяч поляков был отец режиссера.

«Катынь» – это очень важный фильм для Анджея Вайды, можно сказать, очень личный фильм – он там показывает судьбу своей семьи, - отмечает директор Польского культурного центра в Москве Дариуш Клеховски. - Для поляков этот фильм - огромное впечатление, мы очень долго ждали, чтобы какой-нибудь режиссёр польский снять фильм об этом. С перспективы лет, я считаю, никто не мог это сделать – только Анджей Вайда, потому что его отец погиб там».

В этом году Польский институт киноискусства выдвинул на «Оскара» ленту «Послеобразы», ставшую последней в биографии Анджея Вайды. Она, как и другие фильмы режиссера, – о способности человека противостоять системе, оставаться самим собой.  

Памяти режиссера смотрите сегодня на нашем канале, в 22:55, документальный фильм «Вайда. Краски».

Новости культуры