11.10.2016 | 19:38

В Московской консерватории возрождают русскую оперную классику XVIII века

В юбилейный сезон в Московской консерватории зазвучал еще один музыкальный проект – "Возрождение русской оперной классики XVIII века". Эта музыка практически неизвестна современному слушателю. Первым сочинением, представленным в рамках проекта, стала мелодрама "Орфей" Евстигнея Фомина, первая постановка которой состоялась в 1795 году. Рассказывает Анастасия Егорова.

В запасниках проекта "Возрождения русской оперной классики XVIII века" – произведения Пашкевича, Бортнянского, Березовского. Но Фомин - говорят создатели концертной программы - выделяется особым взглядом на оперу. Потому его работа и стала визитной карточкой проекта.

"Замечательная музыка. Хочу подчеркнуть – это русский классицизм. Сам Фомин получал образование сначала в нашей академии, потом в Италии, где стал болонским академиком. После этого он вернулся в Россию", – комментирует куратор проекта, заведующая кафедрой истории русской музыки Ирина Скворцова.

В России композитор сначала писал музыку по заказу императрицы Екатерины II. А через несколько лет на текст популярного драматурга Якова Княжнина сочинил трагическую мелодраму "Орфей" – первую на русской сцене. По канонам классицизма финал произведений должен быть счастливым. Однако музыканты правило нарушили: в развязке Орфей, как и гласит легенда, остается без возлюбленной Эвридики.

"Опера очень красивая, вкусная, интересная и местами очень трагичная. Масса инструментальных находок. Начиная, от состава оркестра, который практически полный симфонический, с добавленными деревянными духовиками. Изумительно инструментована. И на самом деле, мне кажется, она как-то очень актуально звучит", – говорит дирижер-постановщик, художественный руководитель Камерного оркестра МГК, заслуженный артист РФ Феликс Коробов.

Разная по эмоциям и настроению мелодрама "Орфей" написана под впечатлением композитора от моцартовского Дон Жуана. Современная трактовка студентов Консерватории внесла в произведение еще больше драматизма и динамики.

"Режиссер этого проекта Петр Татарицкий придумал очень интересную сценографию. Например, женский хор здесь участвует в качестве артистов миманса, а мужской хор действительно звучит", – объясняет художественный руководитель и дирижер Камерного хора МГК Александр Соловьев

Проект "Возрождение русской оперной классики XVIII века" рассчитан на годы. Создатели программы надеются постепенно открыть современным слушателям забытые музыкальные сокровища.

Новости культуры