28.09.2016 | 11:55

В Петербурге появились "Скучные места"

Искушённые путешественники, наверное, знают, что разные издания и туристические компании периодически публикуют по результатам опросов списки самых скучных достопримечательностей мира, не оправдавших надежд. Оказывается, в них есть и Эйфелева башня, и пирамиды фараонов в Гизе, и статуя Свободы в Нью-Йорке, и Стоунхендж. Самое яркое может показаться кому-то самым скучным. Но бывает и наоборот. Так, в Петербурге появились «Скучные места». Но пять арт-кураторов, которые придумали этот проект, разместив его на правом берегу Невы в промзоне, пообещали: «Скучно не будет».

Малая Охта - малоприметное здание бывшего закрытого предприятия, два этажа, переоборудованные под выставочное пространство. Преддверие спального Петербурга. «Скучные места» -более честного названия для нового проекта придумать невозможно. Идея возникла в ходе общения кураторов с художником Николаем Ковалевым, в свое время создавшим серию работ на тему «скучных мест».

«Вообще-то я так устроен, что я скуки не знал никогда, хотя жил в основном в хрущевках. Это - мой мир», - говорит художник Николай Ковалев.

Все-таки петербургская скука - особый жанр. Приступая к разработке темы первого вернисажа, кураторы Дома культуры «Громов» и не предполагали, насколько разнообразным получится итог. Кроме собственно выставочной части - размышления известных петербургских искусствоведов, философов и художников о скуке оформлены в дизайнерской книге Мити Харшака.

«Большинство людей считают, что скука - это ужасно, что скука - это плохо, - делится куратор проекта Дмитрий Мильков. - Но кто-то, например, Иосиф Бродский, считал, что скука это крайне позитивное понятие... И вообще скучать – хорошо».

Бродский называл скуку чистым, неразведенным временем, повторяющимся во всем его монотонном великолепии. Становясь предметом изображения, скучные места, как правило, перестают быть таковыми. Художник Александр Дашевский, работая над урбанистической серией, искренне пытался представить что-нибудь бессодержательное, не получилось. В ретроспективном разделе экспозиции представлены работы известных ленинградских мастеров - Ковенчука, Крестовского, Жукова. Рисуя из окна мастерской крышу соседнего дома, Анатолий Заславский пророчески указал на место будущего арт- центра.

Пространство на улице Громова приспособлено для проведения концертов и камерных театральных постановок, но пока кураторы благодарят художников, без которых рождение новой петербургской арт-площадки смогло бы стать по настоящему скучным.

Новости культуры