26.09.2016 | 19:54

Экспозиция постимпрессиониста Альбера Марке открылась в Москве

«Возьми мольберт, Альбер Марке, и нарисуй мне Сену. Туманно-серый Нотр-Дам и Гамбургский тот порт», – пели в 80-е. К постимпрессионисту Альберу Марке в России особая любовь. Друг Матисса, современник Пикассо и Дерена, в 30-е годы бывал в Советском Союзе и считался другом Страны Советов. Но не это главное. Он сумел распахнуть окно в совершенно иной мир, где небо всегда кажется светлым, даже в самые серые дни. Где улочки Парижа, набережные Сены уносили зрителя в мир грез. В этом и теперь можно убедиться, посетив выставку Альбера Марке в Музее изобразительных искусств имени Пушкина, которая проходит при поддержке банка ВТБ.

«Даже тучи рассеялись ради Альбера Марке» – так шутили на открытии выставки в Пушкинском музее. Из «Распахнутого окна» открываются прекрасные виды, воплощённые одним из самых самобытных французских мастеров. Созерцать и создавать красоту Марке учился в Школе изящных искусств в мастерской Гюстава Моро, которую называли «колыбелью модернизма». Другом и наставником художника был Анри Матисс, его идеи оказали на Марке большое влияние, но всё же он шел своим путём, экспериментируя с палитрой, светотенью и перспективой.

«Марке продолжил традицию импрессионистов, но в отличие от них, он работал быстро. При этом не старался ухватить и передать первую эмоцию. В каждом пейзаже Марке мы можем считать его собственные чувства и настроения», - рассказала главный хранитель Музея современного искусства Парижа Софи Кребс.

Марке был человеком тихим, молчаливым, неамбициозным. Про себя говорить не любил, поэтому о его частной жизни мало что известно. Общению с людьми предпочитал наблюдение за ними. Но больше – за жизнью города, морем, природой. Страсти, терзания и метания его не питали. Вдохновение рождалось из созерцания. Альбер Марке не уставал писать вид из окна своей мастерской, и каждый раз он получился другим, со своим настроением. Очень любил путешествия – с восторгом открывал новые для себя виды из окна. Две недели провёл в Советском Союзе в 1934 году, но написал ли что-то в этот период – не известно.

«Когда его спрашивали, он скромно говорил: "Понравилось. Хотел бы вернуться и пописать здесь пейзажи". Особенно ему понравился Ленинград с его реками, набережными», - отметила куратор выставки Ирина Никифорова.

Марке оказал большое влияние на российских художников, в особенности, конечно, пейзажистов. В Пушкинском представлены и работы его последователей, среди которых Антонина Софронова, Николай Лапшин, Александр Ведерников. Всего же в экспозиции – 69 работ из музейных и частных собраний Франции и России. Выставка состоялась при поддержке банка ВТБ.

«Можно сказать, что этот год прошёл под знаком Пушкинского музея, потому что в этом году было подержано три выставки. Это четвертая, и следующий год будет не менее масштабным», - подчеркнул вице-президент банка ВТБ Александр Ерофеев.

Работы Марке – простые, лаконичные, и вместе с тем тонкие, изысканные. Они наполнены светом и чистотой. Альбер Марке вдохновлял не только художников, но и музыкантов, писателей. Про его работы говорят, что они учат понимать драгоценные паузы и любить тишину.

Марке хоть и жил в эпоху новых форм, идей, трансформаций в изобразительном искусстве, но эпатировать, разрушать каноны и эстетические идеалы он не стремился. Никаких социальных, политических контекстов. Искусство Марке — светлое, лёгкое, прекрасное. Оно о миге и о вечности.  

Новости культуры

Читайте также:

Ретроспектива "Альбер Марке. Распахнутое окно" откроется в ГМИИ им. Пушкина