26.09.2016 | 13:19

В Мультимедиа Арт Музее открыта выставка работ Александра Родченко

Репортаж с передовой конструктивизма. В Мультимедиа Арт Музее открывается выставка работ Александра Родченко. Живописец, скульптор, художник в кино и театре – но чаще всего о Родченко говорят как о фотографе. Наибольшее количество знаковых своих работ он создал в 20-30-е годы. А в 1943-м он написал в своём дневнике: «Искусство – это служение народу, а народ ведут кто куда. А мне хочется вести народ к искусству, а не искусством вести куда-то. Рано родился я или поздно? Надо отделить искусство от политики…».

Александр Родченко всегда относился к искусству как к изобретению – новых форм и возможностей, а свое творчество рассматривал как глобальный эксперимент. «Мы обязаны экспериментировать!» – таким девизом вооружился авангардист и стал заниматься наукой искусства.

К творческому процессу Родченко подходил скорее как ученый. Во всем была логика и смысл. Абстрактная композиция на самом деле – Вселенная, молекула – композиция пространственная. Александр Родченко опережал свое время. Его не всегда понимали, но художник четко знал: его творческие опыты для будущего необходимы. Он не просто создавал авангардные работы, а был изобретателем совершенно нового взгляда на жизнь.

«Эта фотография была очень раскритикована за то, что здесь какой-то странный, нетипичный пионер. Родченко удивлялся – он и его коллеги хотели показать, что меняется не только содержание снимков, но и меняются средства показа жизни. Мы за молодость, мы за энергетику», - пояснил куратор выставки, внук Александра Родченко Александр Лаврентьев.

Знаменитые приемы Родченко – диагональ, крупный ракурс, необычные точки съемки –изменили понимание того, что такое фотография. Родченко экспериментировал не для того, чтобы выделиться. Он просто не мог иначе: так думал и так ощущал мир вокруг. Именно поэтому с ним любили работать и Маяковский – именно Родченко он доверил оформить свои лозунги в рекламный плакат, и Велимир Хлебников – к его поэтическим сборникам художник делал обложки. Разукрасить гуашью черно-белую фотографию, сделать фотомонтаж, казалось бы, серьезного портрета, придумать архитектурный чертеж города будущего –для Родченко не существовало границ.

«Родченко рассматривал свое творчество каждый раз как новый опыт, и он писал о том, что сегодня решает новую задачу в сравнении с тем, что делал вчера, но завтра это уже будет прошлым днем. И он мечтал о том, что когда-то каждый из его опытов сложится воедино, и мы увидим одно большое произведение», - отметила директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова.

В этом произведении – послание Родченко в будущее. То есть в наше настоящее. 

Новости культуры