22.09.2016 | 15:41

Аскольд Запашный: "Мстислав Запашный во многих вещах был первопроходцем"

В Сочи на 79-м году жизни скончался Мстислав Запашный. Представитель известной цирковой династии, он принадлежал к поколению, которое принесло советскому цирку всемирную славу. Многие номера Мстислава Запашного вошли в Книгу рекордов Гиннесса, и повторить их до сих пор не может никто. Он неоднократно получал высшие награды в области циркового искусства, более 6 лет возглавлял «Росгосцирк». Прощание с мастером состоится 26 сентября в Большом Московском цирке на Проспекте Вернадского.

«Делать то, что не делает никто - кредо нашей фамилии», - говорил Мстислав Запашный. Этого правила он придерживался всю жизнь. О первом цирковом номере, который репетировал с братом Вальтером во время Великой Отечественной не на манеже, а в бомбоубежище, вспоминал всегда с особым трепетом. Как и первый выход юных акробатов на арену Цирка на Цветном бульваре в 1947-м. Братьев Запашных ждал первый триумф.

Необыкновенно работоспособный и творчески неутомимый - Мстислав Запашный осваивал клоунаду, воздушную гимнастику, джигитовку, мотогонки, дрессировку лошадей и укрощение хищников. В двадцать лет он уже точно знал: все, что сделает в цирке, будет настоящим открытием. Так и произошло. В 1964-м на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве номер «Акробаты-вольтижеры» был удостоен четырех золотых медалей. Позже французская газета «Фигаро» писала: «Только в Советском Союзе можно решиться на создание нового циркового жанра».

«Мстислав Михайлович был первопроходцем, - говорит худрук Большого Московского цирка, народный артист России Аскольд Запашный. – Никогда не боялся браться за что-то новое. Очень был разножанровым артистом и, кроме всего остального, был еще не только артистом, но и режиссером».

Экспериментировать и соединять несоединимое – таков был главный принцип работы Мстислава Запашного. Аттракцион «Слоны и тигры», где животные, которые были врагами в живой природе, оказались в одной клетке, до сих пор считают одним из наиболее крупных достижений мирового циркового искусства.

«Был случай, когда тигр вцепился в ногу слона, повис на нем, и это многотонное животное, сломав все ограждения в цирке, выскочило вместе с ним во двор цирка, а зрители сидели абсолютно в шоке. Он сказал: «Дорогие друзья, вы в праве покинуть наше представление, но вы должны понять, что я должен продолжить этот номер, потому что завтра мне уже будет бесполезно входить в клетку. Эти животные уже друг друга не примут», - рассказывает директор Большого Московского цирка Эдгард Запашный.

Свои идеи, казалось бы, неосуществимые, Мстислав Запашный всегда воплощал упорно, порой, годами. Не только номера, но и целые спектакли. Во всём был его собый почерк и грандиозный размах. Номер «Тигры на зеркальных шарах признан шедевром, как и многие другие работы мастера.

«Здоровая творческая ярость, он рвался в то, что делает. Были эксперименты, как любой эксперимент - он может быть удачным, неудачным, но, главное, что человек ищет и переживает за то, что он делает, чем он живет», - считает гендиректор и худрук Московского цирка Никулина на Цветном бульваре Максим Никулин.

Зная изнутри цирковое и эстрадное искусство, Мстислав Запашный работал до самых последних дней, передавая свой опыт и знания молодым. И никогда не переставал интересоваться жизнью цирка.

Новости культуры