28.09.2016 | 13:47

Календарь. 28 сентября 2016 года

Он относился с презрением к античному искусству и великим мастерам прошлого. Он говорил: «Натура – единственная наставница, в которой я нуждаюсь».
28 сентября 1573 года родился Микеланджело Меризи, прозванный Караваджо по его родному местечку в Ломбардии.
Бурная и драматическая жизнь Караваджо соответствовала бунтарскому духу его творческой натуры. В Риме он был приговорен к смерти за убийство приятеля после глупой ссоры. Бежал на Мальту, где был заключен в тюрьму. Снова бежал, скитался по городам Италии и снова был арестован. Умер от лихорадки в роковом возрасте, в 37 лет, на берегу моря в полном одиночестве.
Нет ни одного художника, произведения которого в такой степени способствовали бы развитию современного искусства. Он во всех отношениях был первым живописцем нового времени. Первым, кто действовал не путем эволюции, а путем революции. Кто полагался на свой темперамент, не опираясь на традицию и авторитет.
Его особая световая оптика – когда луч выхватывает из абсолютного мрака фигуры, воплощающие напряжение и страдание, – была великим открытием. Дерек Джармен говорил: «Караваджо изобрел театральный свет, такой же свет мы используем в кино. Все кинооператоры воспитаны на Караваджо».
Микеланджело Караваджо 1573 – 1610

Он гордился своей родословной. «Я – потомок шведского бомбардира», – сказал он однажды. В своем искусстве он был законным потомком великих художников.
28 сентября 1937 года родился великий русский кинооператор Георгий Рерберг. Он был соавтором режиссеров в построении художественной реальности: то экспрессивно-графичной, то изысканно-живописной, то документально-достоверной, то магически-чувственной.
Снятые им фильмы «Первый учитель», «История Аси Клячиной», «Дворянское гнездо», «Дядя Ваня», «Отец Сергий», «Зеркало» – непревзойденные образцы операторского искусства, подлинные полотна из света.
Георгий Рерберг 1937 – 1999

Редакторы журналов упрекали его: «Вы слишком много говорите своими фотографиями, а нам нужны документы. Вашим работам невозможно найти применение».
Он взял в руки камеру еще перед Первой мировой войной и работал 70 лет. По его биографии можно проследить за ходом истории фотоискусства XX века.
Он снимал солдат в окопах, городские руины и заброшенные здания, безмятежные сельские пейзажи и обнаженную натуру, формальные композиции и пронзительные портреты.
Он оказал огромное влияние на большинство крупнейших фотографов. Анри Картье-Брессон признавал: «Что бы мы не делали, он был первым».
«Я не подстраиваюсь и не просчитываю, я наблюдаю какую-то сцену и знаю, что в ней и есть совершенство. В моей работе доминирует мгновение. Я снимаю так, как ощущаю. Каждый может смотреть, но не каждый умеет видеть». Андре Кертеш. 28 сентября – день памяти великого фотографа.
Андре Кертеш 1894 – 1985

Он писал: «Красота будет конвульсивной или не будет вовсе». Он понял, что реальная действительность – это место, где писателям «тесно». Он искал новое будущее, разительно отличное от убогой судьбы, уготованной человеку буржуазной цивилизацией – и результатами его поисков теперь пользуется весь мир.
50 лет назад ушел из жизни Андре Бретон. Писатель, поэт и критик. Идеолог и вдохновитель европейского авангарда.
Андре Бретон 1896 – 1966