20.09.2016 | 11:08

Специалисты Центра Грабаря реставрируют старинные экспонаты

В реставрационном Центре Грабаря завершаются работы по восстановлению необычных экспонатов – скульптур, царских врат, напольных ваз. Специалисты говорят, что каждый предмет несёт в себе скрытые смыслы. Тайны откроются и зрителям, и самим реставраторам только после полного восстановления этих произведений искусства.

В реставрационном центре Грабаря атмосфера будто в операционной. Люди в белых халатах спасают, правда, не людей, а предметы искусства. Деревянная скульптура Богоматери XIX века из музея-заповедника «Александровская слобода». Это единственная сохранившаяся фигура из ансамбля, изображающего распятие Христа. Остальные утрачены. Да и Богородица попала в руки к реставраторам в плачевном состоянии. Сотворенная из цельного ствола липы, скульптура за два века отсырела и покрылась плесенью.

«Вся скульптура была очень красивая, одежды были золоченые, то есть мафорий, то, что сверху на Богоматери, был позолоченный, хитон снизу был посеребренный. И в каких-то отдельных местах можно увидеть фрагменты сохранившихся серебра и золота. Красноватый цвет – цвет полимента, который накладывали на грунт, после чего его золотили и серебрили», - рассказала художник-реставратор Ирина Тяпкина.

Трещины вдоль волокон древесины склеят, цвета – обновят, а вот утраченные кисти рук и ступни восстанавливать не станут – аналогий нет, а придумывать формы – значит, вмешиваться в историю.

Столбы от царских врат 1600 года из Спасо-Прилуцкого монастыря пережили вражеские набеги и грабежи. Но судьба уготовила им испытание даже в XXI веке, когда они, казалось бы, дождались своих спасителей. В центр Грабаря скульптура попала семь лет назад. Но в 2010-м в здании случился пожар. Столбы сначала побывали в огне, а затем и в воде.

«Сейчас задача стоит – укрепление, в первую очередь, обработка от плесени и грибков, а потом уже, после укрепления, идет расчистка позолоты», - пояснил художник-реставратор Сергей Субочев.

Работа кропотливая, на один столб потребуется около года. Но к январю одна из скульптур точно засияет позолотой.
От количества прожитых лет и у этих стеклянных ширм чешуйки краски стоят дыбом. Через расписанные стекла в 19 веке лился свет в усадьбу Шереметевых в Останкино. Об истории создания ширм известно немногое. Ясно лишь, что эти китайские узоры рисовал русский мастер.

«Конкретного художника, к сожалению, очень сложно найти в таких предметах декоративно-прикладного искусства. Потому что могли основу сделать в одном месте, а расписать уже в другой мастерской», - отметила художник-реставратор Екатерина Шаркова.

Есть ли в узорах ширм скрытые смыслы – пока тайна не только для зрителей, но даже и для самих реставраторов. О секретах, которые удастся раскрыть, расскажут на презентации уже восстановленных экспонатов в ноябре.

Новости культуры