20.09.2016 | 10:41

Путин: "Программа мегагрантов для привлечения ведущих учёных в Россию, возможно, будет продлена"

Программа мегагрантов для привлечения ведущих учёных в Россию, возможно, будет продлена и после 2020 года. Подумать об этом, на встрече с учёными в Кремле, пообещал президент России Владимир Путин. За шесть лет благодаря мегагрантам были сформированы 160 лабораторий мирового уровня. А получателями стали 78 иностранных и 82 российских учёных, многие из которых живут за рубежом.

Лаборатория в Сколково. Здесь делают уникальные эксперименты, аналогов которым нет ни в одной лаборатории мира. Электрические отблески на панелях, сложнейшая аппаратура в полумраке. Электроника без электронов - почти реальность.

Есть еще одна лаборатория - Оптики Спина, на базе Петербургского университета, которая 5 лет назад получила один из 160 грантов, выделенных ведущим ученым - отечественным и зарубежным. Цель - научный прорыв в стране, которую в 90-х принято было покидать ради футуристических лабораторий и возможностей, что были на Западе. В Россию 2000-х ученые возвращаются.

И вот сегодня здесь - лучшие, достойнейшие, те, кому когда-то пришлось уехать, а теперь они снова на родине. Ученые с мировым именем открывают научные центры, лаборатории, готовят смену. Десять ведущих учёных мира получают мегагранты на развитие российской науки.

Профессор Иванов пытается объяснить то, что для неспециалиста - другая реальность. Нанополиметрический сенсор - здесь под микроскопом капля полимера - 40 миллиардных долей грамма. При температуре 230 градусов плавится, потом застывает в кристаллах. Сложнейшие, дорогие исследования - ведь и задача - стратегической важности.

Профессор Кабанов - учёный-химик Университета Северной Каролины - свою лабораторию открыл в МГУ. Наладил сотрудничество с Тамбовским университетом. Там сделали оборудование - всё на средства, полученные по программе мегагрантов. Результат - система дистанционной доставки биологически активных соединений. Лаборатория - на пороге медицинского открытия - химиотерапия при лечении рака будет безопасной.

«Сделан серьезный шаг по созданию лекарств для лечения нейродегенеративных и онкологических заболеваний, созданы принципиально новые, не имеющие аналогов в мире, механизмы для диагностики рака», - отметил президент России.

160 новых исследовательских лабораторий, новые разработки, научные открытия - результат работы программы мегагрантов за 6 лет. Она рассчитана до 2020 года. Но словам президента, у программы есть перспективы продолжения. Учёные с мировым именем должны работать на родине.