17.09.2016 | 18:01

Портретная живопись Рафаэля выставлена в Пушкинском музее

Когда Баратынский прочёл Пушкинского «Евгения Онегина», он написал: «Какой слог, блестящий, точный и свободный! Это рисовка Рафаэля, живая и непринужденная кисть живописца из живописцев». Кому из нас и сегодня не хотелось бы видеть эту рисовку? И довольно репродукций и редких встреч с отдельно взятыми произведениями! В Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина начала работу выставка нескольких произведений Рафаэля Санти, того, кто искусством победил природу, по мнению Лодовико Дольче.

Восемь живописных работ и три графических. Вроде бы, количество не должно впечатлить. Но только не в этом случае. Когда пять лет назад в Пушкинском демонстрировалась одна только рафаэлевская «Дама с единорогом», очередь желающих увидеть её опоясывала музей. Но, конечно, дело не в количестве произведений и не в произведённом эффекте. Эта выставка – ещё и отбор, это Рафаэль-портретист. 

Рафаэль приехал, чтобы впечатлить и ошеломить. И всему виденному прежде назначить новую цену. Какие бы формы не принимало искусство, с ним, Рафаэлем, утверждают искусствоведы, сравнивали и будут сравнивать все, что создавали и создадут живописцы.

«Для меня как для директора галереи Уффици это особенный момент. Стоя перед вами, я с радостью открывую эту прекрасную выставку», – объявил директор галереи Уффици Айке Шмидт.

«Просто если бы привезли какое-то количество вещей Рафаэля, конечно, и этого было бы достаточно. Но здесь есть действительно много смыслов, которые нас обращают и к Рафаэлю, и к эпохе, и к его влиянию на мировую культуру в целом и русскую в частности», - подчеркнула директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак.

Этот выставочный проект готовился очень долго. В Пушкинском музее даже сомневались – возможно ли такое, чтобы сразу три итальянских музея на целых три месяца расстались бы со своими шедеврами. И вот они в – Москве. Дорогие, почти бесценные. Посол Италии в России Чезаре Мария Рагальини подчеркивает это. 

«Страховая стоимость картины, которя находится за моей спиной, - 100 миллионов евро. Идея такой большой выставки Рафаэля – это попытка посольства выйти на высший уровень целой серии показов итальянской живописи, которые мы проводили последние годы. Это и Тициан, и Караваджо, и Беллини, и Мантеньи. Нынешняя выставка знаменует высшую точку этой счастливой серии», – прокомментировал Чезаре Мария Рагальини.

Один из главных шедевров на выставке, у которого наверняка будут замирать посетители, это, безусловно, «Мадонна Грандука». Картина считается эталонным изображением Богоматери в творчестве художника. А вот автопортрет – Рафаэлю 23 года. Прожита большая часть из отведенных ему богом 37 лет. Рафаэля почитали и почитают гением. Сегодня даже странно, что когда-то Маяковский мог написать такие строки: «А Рафаэля забыли? Забыли Растрелли вы? Время пулям по стенке музеев тенькать». Это было написано в 1918 году.

«Все, что касалось прежнего мира, им было не нужно. Им мешало. Но при этом они не говорят, что мы отрицаем эпоху Возрождения, мы отрицаем Микеланджело, Леонардо. Они пользовались одним именем – Рафаэль. Следовательно, Рафаэль даже в момент отрицания остается метафорой, и он заменяет собой целую эпоху, целый мир, целую культуру», - отметила куратор выставки Виктория Маркова. 

Интерес к выставке Рафаэля беспрецедентный. Поэтому в Пушкинском музее приняли соломоново решение: чтобы посетители элементарно не снесли произведения великого итальянца, доступ ограничили, а сами билеты будут продаваться на сеансы длительностью 45 минут. Впрочем, в Пушкинском музее заверяют: за временем так уж пристально следить не будут и за руку посетителей, разглядывающих великие полотна Рафаэля, из зала не выведут.

Новости культуры

Читайте также:

"Итальянский сентябрь" в Москве продолжается выставкой Рафаэля в Пушкинском музее

Сегодня в "Главной роли". Куратор выставки "Рафаэль. Поэзия образа" Виктория Маркова

Итальянцы открывают в Москве выставку "Рафаэль. Поэзия образа"

 

ГМИИ имени Пушкина заканчивает последние приготовления к выставке Рафаэля