14.09.2016 | 13:15

К 110-летию со дня рождения Дмитрия Шостаковича

К 110-летию со дня рождения выдающегося композитора и пианиста Дмитрия Шостаковича телеканал «Россия К» покажет документальный фильм «Мой Шостакович» (25 сентября, 15:25) и записи концертов, в которых звучит музыка композитора (19-23 сентября, 17:25).

Дмитрий Шостакович – один из крупнейших и самых исполняемых в мире композиторов ХХ века, наследие которого стало классикой советской и мировой музыкальной культуры. Он – автор 15 симфоний, 6 концертов, 3 опер, 3 балетов, многочисленных произведений камерной музыки, музыки для кинофильмов и театральных постановок. За свою жизнь Шостакович получил все звания и премии, которыми мог быть отмечен советский композитор. «Шостакович – вот музыка, слушая которую, начинаешь ощущать, что стены комнаты раздвинулись, и потолок стал выше», – говорил композитор Ян Сибелиус. И это лишь одно из тысяч признаний таланта великого композитора.

Новая веха в истории музыкальной культуры началась весной 1926 года. Композитор, которому тогда еще не исполнилось и 20 лет, выпускник Ленинградской консерватории дебютировал со своей Первой симфонией. «Ему принадлежит будущее», – сказал о Дмитрии Шостаковиче маститый композитор и ректор консерватории Александр Глазунов. После оглушительного успеха свет услышал Вторую, Третью, Четвертую (премьера должна была состояться в 1936 году, но впервые симфония была исполнена только в 1961 году), Пятую и Шестую симфонии.

«Знаменитую Ленинградскую», как назвала Седьмую симфонию Анна Ахматова, Дмитрий Шостакович начал писать, находясь в первые месяцы Великой Отечественной войны в Ленинграде, а закончил в эвакуации в Куйбышеве. «Музыка неудержимо рвалась из меня», – вспоминал композитор. Симфония была впервые исполнена на сцене Куйбышевского театра оперы и балета в марте 1942 года. 9 августа 1942 года, ставшее легендарным произведение, затаив дыхание, слушал весь блокадный Ленинград.

«Мне кажется, самое страшное для композитора – потерять веру. Музыка может быть горькой, отчаянной. Но не циничной. Музыка человека высвечивает до дна. И она же для него – последняя надежда и последнее прибежище», – говорил Шостакович.

Воодушевляющую игру Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета транслировали из Большого зала Ленинградской филармонии на весь город по громкоговорителям и радио. Как потом говорили, немцы обезумели, когда услышали эту музыку. Побывавший на премьере Давид Ойстрах записал: «…слушатели и исполнители пережили минуты большого волнения, радости и скорби, великой гордости за наш народ… музыка Шостаковича прозвучала как пророческое утверждение победы над фашизмом».

Через год Шостакович пишет Восьмую симфонию, в 1945 году, после завершения войны, – Девятую симфонию, и так далее. Все пятнадцать симфоний Дмитрия Шостаковича регулярно звучат на международных фестивалях под управлением выдающихся современных дирижеров.

Вклад Дмитрия Шостаковича в развитие музыки XX века общепризнан как выдающийся. О влиянии его музыки на свое творчество открыто заявляли современники и последователи: Кшиштоф Пендерецкий, Альфред Шнитке, Сергей Слонимский, Гия Канчели, Леонард Бернстайн и многие другие.

«Призванный в этот страшный XX век и выживший и выстоявший в нем, он, как пророк языком своего творчества, словно в безжалостном зеркале, отобразил всю страшную трагедию своего времени», – написал его сын, знаменитый дирижер Максим Шостакович.

В документальном фильме «Мой Шостакович» (25 сентября, 15:25) вспоминают о композиторе и размышляют о его творчестве Мстислав Ростропович, Галина Вишневская, Родион Щедрин, Геннадий Рождественский, Денис Мацуев, Алексей Ратманский. Использованы архивные киносъемки, запечатлевшие Владимира Немировича-Данченко и Евгения Мравинского, репетицию Геннадия Рождественского, на которой присутствовал Дмитрий Шостакович.

«Мы не стремились соблюсти хронологию: память – фрагментарна. Мы отталкивались от тем-лейтмотивов, – рассказывает автор сценария и режиссер фильма Валентин Тернявский. – Этот фильм – перекличка тем и голосов. Например, рассказывает Ростропович о Шостаковиче – и рядом, здесь же – кинохроника их встреч на репетициях, дома, на даче. В фильм вошло множество уникальных архивных записей: например, съемки Немировича-Данченко и Шостаковича во время их работы над премьерным спектаклем "Леди Макбет Мценского уезда" в 1934 году. Немирович-Данченко держит за руку молодого Шостаковича (который, кстати, всю жизнь выглядел моложе своих лет) и говорит, в частности: "Наш театр получил музыку гениального музыканта и наша задача – дать увидеть глазу то, что слышит ухо". Съемки проходили в Москве, Баку и Мюнхене.

С 19 по 23 сентября в 17:25 – знаменитые произведения Шостаковича исполняют лучшие музыканты и оркестры страны – Симфония № 10. Бернард Хайтинк и Лондонский филармонический оркестр (БЗК, 1975); Концерт № 1 для фортепиано с оркестром и камерная симфония до минор. Евгений Кисин, Владимир Спиваков и Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы» (БЗК, 1986); Симфония № 8. Валерий Гергиев и Симфонический оркестр Мариинского тетра; Концерт № 2 для виолончели с оркестром. Наталия Гутман, Юрий Башмет и Государственный симфонический оркестр «Новая Россия»; Симфония № 5. Евгений Мравинский и Симфонический оркестр Ленинградской филармонии. Вступительное слово ко всем концертам – профессор Московской консерватории Михаил Воскресенский.

Пресс-служба телеканала "Россия К"