12.09.2016 | 19:47

Уникальная выставка шедевров Рафаэля открылась в ГМИИ им. Пушкина

Свершилось то, чего так долго ждали ценители прекрасного. В Москве открылась выставка «Рафаэль. Поэзия образа». Это как раз тот случай, когда ни один превосходный эпитет в адрес и организаторов выставки, и самого художника не кажется преувеличением. Рафаэль Санти воплотил дух Ренессанса, идеал высшей гармонии, который не смогли выразить многие его гениальные современники. Понять, почему именно Рафаэля цитировали впоследствии все школы мира, поможет экспозиция в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. 

Рафаэль приехал, чтобы впечатлить и ошеломить. И всему виденному прежде назначить новую цену. Какие бы формы не принимало искусство, с ним, Рафаэлем, утверждают искусствоведы, сравнивали и будут сравнивать все, что выходило и будет выходить из-под кисти художников.

«Когда человек приходит сюда, у него остается огромная возможность, уникальная, как мне кажется, самая главная – просто посмотреть на его вещи. Замедлиться, попытаться проникнуть… Потому что тут есть определенные эманации, которые ты не увидишь, глядя на репродукции», - подчеркнула директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак.

Этот выставочный проект готовился очень долго. В Пушкинском музее даже сомневались – возможно ли такое, чтобы сразу три итальянских музея на три месяца расстались бы с одиннадцатью шедеврами. И вот они в – Москве. Дорогие, почти бесценные. Посол Италии в России Чезаре Мария Рагальини подчеркивает это. 

«Страховая стоимость картины, которя находится за моей спиной, - 100 миллионов евро. Идея такой большой выставки Рафаэля есть попытка посольства выйти на высший уровень целой серии показов итальянской живописи, которые мы проводили последние годы. Это и выставка Тициана, и Караваджо, и Беллини, и Мантеньи. Нынешняя выставка знаменует высшую точку этой счастливой серии», – прокомментировал Чезаре Мария Рагальини.

Один из главных шедевров на выставке, у которого будут замирать посетители, не в силах оторваться об созерцаемого образа, это, безусловно, «Мадонна Грандука». Картина считается эталонным изображением Богоматери в творчестве художника. Это она вдохновила Пушкина на строки «Чистейшей прелести чистейший образец».

«Мы помним, мне хотелось бы, чтобы мы все, русские, помнили, что после кончины Пушкина закатилось солнце русской поэзии. Пушкин – солнце. Но Рафаэль всегда был солнцем. Поэтому эти два солнца – они как бы перекликаются. Оба они соединяют в себе удивительную простоту», – отметила куратор выставки Виктория Маркова.

На автопортрете Рафаэлю – 23. Прожита большая часть из отведенных ему богом 37 лет. При жизни художника его полотна производили на современников такое сильное впечатление, что на его могильной плите написали такие, немного дерзкие слова: «Здесь покоится Рафаэль, при жизни которого мать всего сущего – природа – боялась быть побежденной…»

Интерес к выставке Рафаэля беспрецедентный. Поэтому в Пушкинском музее приняли соломоново решение: чтобы посетители элементарно не снесли произведения великого итальянца, доступ посетителей будет ограниченным, а сами билеты будут продаваться на сеансы длительностью от 45 минут до полутора часов. Впрочем, в Пушкинском музее заверяют: за временем так уж пристально следить не будут и за руку посетителей, разглядывающих великие полотна Рафаэля, из зала не выведут.

Новости культуры

Читайте также:

"Итальянский сентябрь" в Москве продолжается выставкой Рафаэля в Пушкинском музее

Сегодня в "Главной роли". Куратор выставки "Рафаэль. Поэзия образа" Виктория Маркова

Итальянцы открывают в Москве выставку "Рафаэль. Поэзия образа"

ГМИИ имени Пушкина заканчивает последние приготовления к выставке Рафаэля