13.09.2016 | 15:00

Крупная коллекция русского авангарда представлена в Центре Помпиду

Русская коллекция – в парижском Центре Помпиду. Именно так – «Коллекция!» - называется выставка, представляющая крупнейший дар ведущему французскому музею современного искусства от российских меценатов. Центр Помпиду – третий по посещаемости после Лувра и Эйфелевой башни – уже хранит объемное собрание русского авангарда. Теперь эта постоянная экспозиция пополнится произведениями нонконформистов второй половины прошлого века. 

Это триумф российского неофициального искусства, не слишком хорошо известного как на Западе, так и в своём Отечестве. Больше года назад Ольга Свиблова внушила французским искусствоведам идею ,что крупнейший мировой музей просто обязан иметь хорошую коллекцию советских и российских творцов второй половины XX века. Как правило, на Западе знакомы с соц-артом. Все остальное - центр Помпиду открывает .сейчас. И важно, что это не отдельные шедевры, коллекция составлена так, что даёт представление об этом периоде отечественного неофициального искусства.

«Я открыл для себя многое на этой выставке. Центр Помпиду, конечно, ценит выдающихся русских художников. У нас в коллекции были до этого произведения Эрика Булатова и Ильи Кабакова, но очень важно иметь общее представление о творческих процессах в СССР и России второй половины прошлого века», - убежден директор Национального центра искусства и культуры Жоржа Помпиду Бернар Блистен.

Полвека назад, а это - время создания старейших в коллекции работ, советское искусство чётко делилось на два слоя. На поверхности - официально признанные художники с академическим образованием, которые имеют стационарные мастерские, выставки и госзаказы. И потаенный мир - это те, что пошли против течения - неофициальные, непризнанные, зачастую, почти нищие. Их работы не покупают, в СССР нет рынка и нет коллекционеров. Они устраивают квартирные выставки для посвящённых и дарят работы друзьям. Творчество многих, например, Злотникова, Инфанте, Штейнберга, Шелковского, Рогинского - осмысление запрещённого тогда русского авангарда. Позже художники нонконформисты начинают пародировать советскую реальность, изобретать свою собственную.

Это и диалоги с западным искусством, и метафизические изыскания, и даже реакция на русский рок.

Здесь - и ныне живущий во Франции Оскар Рабин с прекрасным натюрмортом, и характерные работы признанных мэтров - Кабакова, Булатова, Монастырского. А также - тихо закончивший жизнь в интернате для инвалидов Владимир Яковлев и эпатажные, яркие, остроумные - Борис Орлов, Комар и Меламид. Творец уже нового поколения - Андрей Филиппов с инсталляцией «Тайная вечеря», глядя на которую вспоминаешь советскую частушку: «Слева молот, справа серп - это наш советский герб».

«То, что этих работ не было в Центре Помпиду, несправедливо», - убеждена директор московского Мультимедиа Арт Музея, куратор выставки Ольга Свиблова.

Выставка уже вызвала огромный интерес, на пресс-показе французские журналисты долго не отпускали куратора Ольгу Свиблову. Скоро во Францию приедут и те художники, чьи работы вошли в коллекцию. 

Новости культуры

Читайте также:

Центру Помпиду передадут в дар коллекцию российского искусства