12.09.2016 | 10:03

Ушел из жизни мультипликатор Эдуард Назаров

Легендарный мультипликатор Эдуард Назаров скончался на 75-м году жизни. Его фильмы давно разобрали на цитаты, а лента «Жил-был пес» в 2012 году была признана лучшим российским мультфильмом столетия, опередив «Ну, погоди!» и «Ежика в тумане». Как автор сценариев, художник-постановщик и режиссер Назаров сумел задать такую высокую профессиональную планку, что ученики мастера называли его «камертоном, с которым они сверяют все свое творчество».

«Анимация сожрала мою жизнь», – говорил он, то ли шутя, а скорее всего, серьезно. Каждому фильму Эдуард Назаров отдавал себя целиком без остатка, каждый раз клялся себе: этот – последний. На его счету – не с один десяток мультфильмов. Притом, что лично он снял лишь девять.

«Надо вспоминать Эдуарда Назарова как абсолютно феноменальную творческую личность. Он был феноменален во всем – в разговоре и в шутках, но самое главное он был феноменальным в своем отношении к искусству – это было безупречно и без остатка. Работал он – лошадь не выдержит того, как он работал. Он погружался в работу всецело и это было подлинным творческим актом», - отмечает художник-мультипликатор, народный артист России Юрий Норштейн.

Назаров начинал на студии «Союзмультфильм» прорисовщиком. Работал ассистентом у ведущих режиссеров мультипликации, а когда попал к Федору Хитруку на съемки «Каникул Бонифация», остался на целых двенадцать лет. Стал сопостановщиком, а потом и режиссером-постановщиком. Придумывал колоритных персонажей, прорисовывал их, стремился к простоте, точности и глубине анимационного пространства. Это видно и в одном из первых его мультфильмов «Принцесса и людоед». Озвучивать его Назаров пригласил Александра Градского.

«Нужно было пробить все это - образ, звук и пение, не свойственное советской анимации. Он обладал настоящим творческим характером: чего захотелось ему, то сумел доказать руководству, что можно и так делать», - говорит народный артист России Александр Градский.

Знаменитый, даже культовый «Жил был пес» Эдуард Назаров сочинил сам, от «А до Я»: от сценария до образов. Мультфильм, который стал поистине народным, где получилось соединить печаль, юмор и высокую художественность. Его давно разобрали на цитаты и пословицы.

Следующий – «Путешествие муравья» художник даже озвучил сам. Причем, сразу всех персонажей: и большого жука, и верещавшую гусеницу. Не хотел, чтобы голоса известных актеров сбивали зрителя. Гордился, что сэкономленные на артистах деньги, позволили рисовать лишний месяц.

Не все знают, что его голос на самом деле звучит и в фильмах Хитрука, и в его мультфильмах, и в работах его студентов. Учеников у Назарова было очень много.

«Для меня Назаров – мой учитель. Его фильмы я так часто смотрел буквально покадрово – как он монтировал, как он рассказывал историю», - вспоминает художник-мультипликатор Игорь Ковалев.

После выхода «Мартынки», когда «Союзмультфильм» пришел в упадок, Эдуард Назаров перестал создавать мультфильмы. Но продолжал учить анимации, работать на студиях мультипликации, курировать крупнейшие фестивали мультфильмов. Он всегда жил анимацией: ее успехами, ее проблемами.

Новости культуры 

Читайте также:
Умер мультипликатор Эдуард Назаров