09.09.2016 | 10:18

Деревянный постмодерн: открылась персональная выставка Стефана Балкенхола

В Московском музее современного искусства открылась выставка немецкого скульптора Стефана Балкенхола. Его считают продолжателем традиции деревянной скульптуры, уходящей корнями в Средние века. Персонажи Балкенхола – не святые и не герои. Это обычные люди, простые обыватели. Скульптор намеренно использует неровную резьбу и грубые линии, чтобы показать несовершенства, присущие каждому.

Простые на первый взгляд фигуративные скульптуры Балкенхола на самом деле сложные произведения постконцептуального искусства. Фигуры людей: от монументальных до настольных. Мужчины и женщины, в одежде и без. Нет эмоций и личностных особенностей. Они как бы существуют вне социума. Герои Балкенхола – незнакомцы, чуть похожие на каждого из нас.

«Контраст между маленькой фигурой и большой – абстрактная игра масштабов. Кто большой? А кто маленький? Это голова представляет себя очень маленькой или, наоборот, человек видит себя гигантом? Мы этого не знаем. Вопрос неуверенности. Вопрос, который наталкивает на вопросы», - говорит куратор выставки Маттиас Винцен (Германия).

Впервые Стефан Балкенхол обратился к изображению человеческой фигуры в 80-х годах. Вспоминает: то, чем начал заниматься тогда, было настолько необычным, что больше походило на вызов обществу и самому себе. И до сих пор – ответов меньше, чем вопросов.

«Позади меня два рельефа. Произведения противоположны друг другу. С одной стороны – фотография архитектурного сооружения, с другой – деревянное панно. Работы отражают попытку исследования темы изображения и отсутствия его. И страх перед изображением», - поясняет скульптор Стефан Балкенхол (Германия).

Одна из представленных на выставке работ – парафраз на тему скульптуры Спящий Сатир. Римскую копию греческого оригинала художник увидел в Мюнхене. Там же возникла идея перенести образ в современную действительность.

«Здесь видно, как я переосмысливаю скульптуру Спящего Сатира, выражаю его по-своему. Главное для меня – не скопировать греческий или римский прототип в точности. Важно актуализировать искусство в современных условиях», - отмечает Стефан Балкенхол.

Скульптуры художник вырезает из цельного массива дерева. Использует европейскоий тополь или абачи. Его привозят из Центральной Африки. Порода легкая и с течением времени не трескается.

По мнению автора, именно дерево, как материал, дает возможность работать с его формой и пространством, что создает ощущение свободы. Изначально Балкенхол в работе использует бензопилу, потом более мелкие режущие инструменты. Затем краски. И так появляются персонажи.

Такие своеобразные «знаки Балкенхола». Своими скульптурами и рельефами художник задает главный вопрос: что такое человек?

Новости культуры