02.09.2016 | 11:07

В Музее Востока развернута выставка работ Александра Лабаса

«Отзвуки Хиросимы» можно услышать, а точнее увидеть в Музее Востока – там открылась выставка Александра Лабаса. Представленные работы – это художественное переосмысление мастером страшной трагедии японских городов, разрушенных американскими ядерными бомбами. Серию отличает предельный лаконизм и метафоричность. Лабас не старался документально воспроизвести историю, а выплескивал боль и страх – в символах, ассоциациях, обобщениях.

Куратор этой выставки – Алиса Лабас, внучка художника. Это она в возрасте трёх лет стоит на плечах своего знаменитого дедушки. Эта работа, как и остальные 29 - из собрания семьи художника. Ядром экспозиции в Музее Востока стала серия, посвящённая трагедии в Хиросиме. Целиком показывается впервые. Художник вновь и вновь обращался к этой теме на протяжение почти 15 лет. Серия «Отзвуки Хиросимы» – яркий пример нетипичного Лабаса.

«Если мы привыкли, что свет и энергия Лабаса несут исключительно позитивное звучание, то здесь краски и экспрессия очень сильные, мы можем провести параллель с его серией, созданной во время Великой Отечественной войны, «По дорогам войны». Но если там он не отходит от фигуративности в живописи, то в серии Хиросимы мы видим поиски в сфере нефигуративного искусства», - рассказывает куратор выставки Алиса Лабас.

Первую работу из серии « Отзвуки Хиросимы» Александр Лабас создал летом 1957 года во время Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве. Художник там работал, посещал специальные мероприятия и дискуссии, на которых в том числе широко обсуждалась трагедия в японском городе. По разным оценкам она унесла жизни от 140 до 200 тысяч человек, из них примерно половина погибла сразу, в момент взрыва. Эту трагедию Лабас переживал как личную.

«Серия создавалась не по заказу, не для кого-то, он даже, я думаю, не предполагал экспонировать эти работы, он на протяжении многих лет возвращается к этой теме, она его волнует и беспокоит, он глубоко переживал трагедию», - добавляет Алиса Лабас.

Лабас снова и снова обращался к образам матери и ребенка в момент трагедии, коллективного ужаса и, конечно, самолётов, несущих бомбы. Интерес художника-романтика к этой теме, в общем, понятен. Лабас всю жизнь воспевал технический прогресс и, конечно, не мог обойти вниманием и его обратную – разрушительную сторону.  

Новости культуры