31.08.2016 | 10:15

Николай Рощин об Александринке: Здесь атмосфера академизма в наилучшем смысле слова

Знаменитой Александринке - 260. Дата её основания стала днём рождения русского профессионального театра. В 1832 году Российский государственный театр драмы получил здание в центре Невского проспекта, построенное по проекту Карла Росси. Уникальный комплекс с пятиярусным зрительным залом, огромной сценой, дворцовыми парадными фойе вошёл в число жемчужин мировой архитектуры. До Октябрьской революции Александринка была главной императорской сценой, сегодня – под руководством Валерия Фокина – это один из ведущих российских театров. На торжествах по случаю юбилея побывала наш корреспондент. 

По традиции каждый новый сезон Александринки начинается в Петропавловском соборе Петропавловской крепости – с возложения цветов на могилы императриц Елизаветы Петровны и Александры Федоровны. Первая 30 августа 1756 года издала указ об основании первой русской драматической труппы. В честь второй спустя почти 80 лет, в 1832 году, была названа историческая сцена театра.

«Нужно делать все, чтобы театр был живым. И вот это задача довольно сложная. Потому что в конце концов театру может быть 250, 500 – это роли не играет. Важно какой театр. Живой ли, как он взаимодействует с традицией, как он развивается. Слышит ли он сегодняшний день. Вот в этом самая главная задача», - прокомментировал художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин.

Ровно в полдень с Нарышкинского бастиона стреляет пушка – каждый день жители города сверяют по ней время. Этот залп именной – особая честь в день 260-го дня рождения Александринского театра.

Гигантская гильза – уже реликвия, отправляется прямо в музей театра. После того, как традиции соблюдены, а старт сезону дан, в прямом смысле, громкий, труппа возвращается в театр. Двери в Александринке в этот день – нараспашку. Впервые на сбор труппы допущена пресса. Поздравления, цветы, планы. Одно из важных новшеств – главным режиссером театра назначен Николай Рощин, который уже поставил здесь два спектакля: «Ворон» и «Старая женщина высиживает». Режиссер-экспериментатор видит в академизме Александринки только плюсы для опытов серьезных и осмысленных.

«Здесь атмосфера не того затхлого академического старого театра, здесь атмосфера академизма в наилучшем смысле этого слова. Здесь, мне кажется, и труппа абсолютно готова к экспериментам, это касается и молодых актеров, и даже народных. Здесь все готовы, открыты к экспериментам», - убежден Николай Рощин.

На пресс-конференции для журналистов – громадье планов. На основной сцене в новом сезоне – премьера спектакля Теодороса Терзопулоса по пьесе Бертольда Брехта «Мамаша Кураж» и итальянца Лука де Фуско по пьесе Пиранделло «Шесть персонажей в поисках автора». Но первым в списке будет «Преступление и наказание» режиссера Аттилы Виднянского. Именно этим спектаклем стартует сезон.

«"Преступление и наказание" в Петербурге, в Александринском театре, это конечно очень ответственно. Мы решились на невозможное, то есть не какой-то кусочек, линию выбрали, а попытаемся взять все это огромнейшее произведение. Все основные линии, и неосновные тоже. Так что у нас получается такая мощная, большая работа», - рассказал Аттила Виднянский.

Под занавес праздничного дня – вручение премии Александринского театра СМИ за освещение событий и премьер театра. Первый среди лауреатов – телеканал «Культура». Почетную грамоту получал лично главный редактор канала Сергей Шумаков.

260-й день рождения Александринского театра стал праздником не только для Петербурга, но для всех поклонников драматического искусства. Совсем скоро – 10 сентября – стартует новый сезон и 10-й Международный Александринский фестиваль. На нем свои работы представят лучшие режиссеры Греции, Японии, Италии. Праздновать здесь, точно в соответствии с вековыми традициями, предпочитают, работая. 

Новости культуры

Читайте также:

Александринка отмечает 260-летие и готовит премьеру "Преступления и наказания"

260 лет назад был основан Александринский театр

260 лет Александринскому театру. Специальная телепрограмма на канале "Культура"

Валерий Фокин: "Главное, чтобы театр был интересным, живым, сегодняшним"