31.08.2016 | 10:49

Алексей Учитель принимает поздравления с 65-летием

«Режиссер – профессия диктаторская, и она требует не только власти, но и психологии победителя», - так говорит Алексей Учитель. Он знает, о чём говорит – в профессию пришёл 40 лет назад, в 1975-м после окончания ВГИКа. Его фильмы «Космос как предчувствие», «Дневник его жены», «Край» стали ярким явлением современного кинематографа. Сегодня прославленный режиссёр принимает поздравления с 65-летием. 

С Алексеем Учителем съемочная группа «Новостей культуры» встретилась, когда привычный рабочий день давно закончился. Но свободного времени у режиссера практически нет. Сейчас идет озвучивание нового фильма. Лента, в которой переплетаются история страны и личная – балерины Матильды Кшесинской и будущего императора Николая Второго. Картину, где снялись русские, французские, немецкие актеры, режиссер называет своей самой масштабной.

«Мы снимали сцену коронации Николая Второго, декорации, как мне кажется, уникальные – цех бывшего военного завода в Петербурге – потому что нигде не нашли такого размера павильона – и построили почти в натуральную величину Успенский собор Кремля. Плюс 500 человек массовки», - рассказал Алексей Учитель.

Его кинематографическая жизнь разделилась на две половины. И в первой Учитель снимал только документальное кино. Именно оно, считает режиссер, заложило фундамент в стремлении к предельной искренности и правдивости в работе над игровыми лентами.

«Меня часто обвиняют, что снимаю много дублей, но это я делаю только для того, чтобы я сам, стоя рядом с камерой, поверил в то, что происходит перед камерой», - признался режиссёр.

В своей документалистике Учитель никогда не использовал интервью. Его герои рассказывали о себе в естественной среде: на работе, в кругу близких, за чашкой чая. Поворотную роль в судьбе режиссера сыграл фильм «Рок», снятый в 1987 году. Первая лента о русском роке, как о социальном явлении, а не о музыкальном, с участием тогда еще мало известных Бориса Гребенщикова, Юрия Шевчука, Виктора Цоя.

Но любимой документальной картиной Учитель считает «Обводный канал». Фильм очень точно передает особую ауру и энергетику Петербурга.

«Выяснилось, что на протяжении этих пяти километров – три сумасшедших дома, духовная академия, масса интересного, и фильм об этом – за какой стеной сумасшедший дом, неизвестно», - отметил режиссер.
Кинокартины Алексея Учителя не раз брали призы на фестивалях и дважды выдвигались на «Оскар». Это драматический фильм «Край» и история о запутанной личной жизни Бунина.

Хотя сам режиссер признается, что не думал переходить в игровое кино. Так случилось. Изначально задуманная как документальная, лента об Ольге Спесивцевой на экраны вышла как игровая – «Мания Жизели».

«Сценаристка и документальной, и игровой картины о Спесивцевой Дуня Смирнова меня толкнула в игровое кино, и мне это так понравилось, что продолжаю до сих пор», - поделился Алексей Учиель.

Главное, считает Алексей Учитель, – не повторяться. Задача режиссера – снимать разное кино. И это ему удается. 

К 65-летию Алексея Учителя в нашем эфире сегодня будет показана программа из цикла «Острова», а в субботу, 3 декабря, в 22:40, - художественный фильм режиссёра «Космос как предчувствие».

Новости культуры