30.08.2016 | 19:34

ГИМ представляет графическую коллекцию интерьерных видов XIX – начала XX века

Картина как исторический документ. В Государственном историческом музее открывается выставка «Интерьер в русской графике XIX – начала XX века». Живописные работы, представленные на ней, – это не только произведения искусства, но и важные свидетельства эпохи, позволяющие воссоздать бытовую среду и проследить за тем, как влияли архитектурные стили на внутреннее убранство домов прошлых столетий.

Скромно, без особой помпы Исторический музей открывает выставку с названием, на первый взгляд, скучным. Но в действительности, это не что иное, как эксклюзивное приглашение туда, куда нога простого смертного при жизни хозяев этих роскошных дворцовых интерьеров не могла ступить по определению. Конечно, можно сходить в Эрмитаж или Царское село, но уникальность этой выставки в том, что многие интерьеры, которые представлены здесь в акварелях, не сохранились. Например, гостиная Малого Николаевского дворца. Он был разрушен большевиками, и только весной нынешнего года остатки фундамента обнаружили при археологических раскопках в Московском Кремле.

«Эта работа очень интересна, вы ее можете видеть впервые, поскольку она была в ужасающем состоянии сохранности. После долгой реставрации мы привели и в экспозиционный вид. Здесь изображена гостиная императрицы Александры Федоровны в Малом Николаевском дворце в Московском Кремле. Гостиная, в которой 17 апреля 1818 года родился царевич Александр Николаевич, будущий император Александр II. И именно поэтому гостиная сохранялась в нетронутом виде как мемориальная», – рассказывает куратор выставки Евгений Лукьянов.

Несколько акварелей посвящены генерал-губернаторскому дому в Москве: кабинет, где во время своего губернаторства, работал великий князь Сергей Александрович; рисунок, изображающий их с Елизаветой Федоровной спальню. Видно, как много икон и семейных портретов украшает стены. На выставке можно увидеть и быт высшего дворянского общества за границей. Вот вилла российского посланника в Италии. Запечатлен домашний театр. В правом нижнем углу скромно подпирает стену Карл Брюллов, долго живший и работавший в Риме.

Представлен также рисунок с изображением римской усадьбы представителей другого знатного дворянского рода - Орловых-Давыдовых. Это 1835-й год. «Интерьер дома семьи Давыдовых в Риме, где они жили, находясь в Италии, и очень были дружны с великим Карлом Брюлловым, которого мы и видим на этой акварели за работой над семейным портретом Давыдовых. В левой части портрета должен был быть изображен сам Владимир Давыдов на белой лошади. Но, к сожалению, в XIX веке во время бытования портрета он был разрезан на две части и то, что вы сейчас видите, это единственное изображение одного из лучших портретов работы Брюллова», - рассказал Евгений Лукьянов.

Впрочем, жизнь высшего света в XIXвеке протекала не только в дворцовых интерьерах: можно увидеть изображение камеры декабриста князя Сергея Волконского с женой, которая потом к нему приехала.

На торжественном открытии выставки, куда был приглашен и один из потомков Дома Романовых – Пол Куликовский-Романов, играла музыка, которая когда-то звучала в тех самых дворцовых интерьерах. И это создавало дополнительный эффект присутствия. Кстати, организаторы выставки особое приглашение сделали художникам театра и кино. Возможно, тогда в исторических фильмах и спектаклях будет меньше ляпов по части интерьеров.

Новости культуры