23.08.2016 | 10:25

"Время высокого огня": художники-керамисты обмениваются опытом

В Ярославской области проходит симпозиум по керамике «Время высокого огня». 15 художников-керамистов из разных стран мира приехали не случайно – здесь находится единственная в России чудо-печь «Ноборигама».

Тетсуя Танака, мастер-керамист из Страны восходящего солнца, считает: российская глина гораздо мягче японской – поэтому он не спешит заканчивать свою работу. Следующий этап – сушка. Сначала – на открытом воздухе, чтобы влага испарилась. Пока работы сохли, керамисты говорили о наболевшем.

Татьяна Пунанс, директор симпозиума: «В мире плохо знают русских художников. И мне кажется, что этим проектом мы можем ситуацию изменить.Все наши иностранцы уедут домой с восхищенными рассказами о том, какого высокого уровня у нас искусство».

Интерес к симпозиуму огромен, желающих попасть много. Мастеров особенно привлекает высокотемпературная японская дровяная печь Ноборигама, которую построили здесь специально для проведения симпозиумов. В мире таких – единицы. Организаторы надеются, что она поможет возродить старинные традиции обжига.

«Керамическое ремесло было одним из движимых экономических секторов. В каждом районе России были керамические мастерские. Сейчас это - не сказать, что утеряно, но находится в упадническом состоянии. И чтобы это как-то сдвинуть, поднять все заново, нужны какие-то неординарные решения», - комментирует один из организаторов симпозиума Тимур Курбанниязов.

В печи ноборигама обжигают глиняные изделия при температуре  - 1350 градусов. В привычных электрических и газовых – максимум при тысяче. Более горячих дровяных печей не существует. Для них и материал требуется особый – смесь нескольких видов огнеупорной глины. Обычная заводская в этой печи превратится в бесформенную массу. В ноборигаму загрузили более 300 изделий, столько сделали участники симпозиума за неделю  работы.

Корнелиус Коллиандер – гончар из Финляндии: «Мои работы – посуда: одна скульптура, чашки и большая кружка».

Эту печь в отличие с электрической, где достаточно нажать кнопку, нужно топить дровами от 3 до 5 дней, круглые сутки, не прерываясь ни на минуту. Участники разбились на группы и дежурили у печи по сменам. В результате должна получиться необычная керамика с эффектом, который художники-керамисты называют зольной глазурью.

Брок Аллен, художник-керамист из США: «В результате такого горения возникает много золы, которая оседает на керамике и декорирует ее, окрашивая в определенные  цвета и придавая необычные фактуры. Вот для этого мы и используем дровяной обжиг, а не потому, что у нас нет электрических печей. И красота этого обжига в том, что этот оседающий пепел превращается в глазурь. Керамика без химической глазури из баночки становится глазурованной и прекрасной».
 
По японской традиции участники посыпали огонь рисом и освятили печь саке. Считается, что этот обряд поможет изгнать злых духов и задобрить огонь, чтобы скульптура и посуда получились красивыми. После нескольких дней обжига температуру начнут постепенно понижать, подкладывая все меньше дров. Каждые три минуты ее нужно будет  сбрасывать на полтора градуса. Затем еще день изделия будут остывать в печи в дровах. Часть посуды и арт-объектов участники симпозиума увезут с собой. А часть – оставят здесь, на гончарном заводе. Сначала они будут экспонатами выставки, затем попадут в Музей керамики, который собираются здесь создать.

Новости культуры