17.08.2016 | 10:21

В Петербурге восстанавливают иконостас церкви Покрова Пресвятой Богородицы

Точная копия исчезнувшего шедевра. В Петербурге восстанавливают керамический иконостас церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Эта техника в храмах стала применяться довольно поздно, и таких иконостасов в стране лишь несколько десятков. Один из самых ярких – в буквальном смысле – образцов был установлен в храме на Боровой улице. Но бесследно исчез в тридцатые годы прошлого века. 

Керамический иконостас из церкви на Боровой улице исчез еще в 30-х годах прошлого века, когда в стране было разрушено большинство храмов. Долгое время считалось, что он утрачен навсегда. Но два года назад появилась надежда, что его можно восстановить. И снова тупик. В энциклопедии Барановского иконостас не атрибутирован - здесь нет информации об архитекторе и фабрике, которая взялась за выполнение заказа. Благодаря дальнейшим поискам удалось выяснить, что автор проекта иконостаса и церкви Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице - один и тот же человек - приверженец русского стиля, архитектор Николай Никонов. Работал он только с фарфоровым заводом Матвея Кузнецова.

Николай Никонов - известный зодчий Петербурга. Но, к сожалению, его наследие почти полностью было уничтожено после революции, потому что он работал в сфере церковной архитектуры. Этот дом на Колокольной улице - один из немногих памятников, что сохранился. Он тоже построен в русском стиле.

Любовь ко всему русскому в конце XIX - начале XX веков набирает обороты не только в России, но и во всем мире. Апофеозом этого станут костюмированный бал 1903 года, который прошел в Эрмитаже, когда весь царский двор нарядился в древнерусские костюмы, и, конечно, «Русские сезоны» Дягилева.

Матвей Кузнецов как настоящий коммерсант почувствовал это веянье намного раньше. На своем заводе он сделал точную копию иконостаса Никонова, привез её на Всемирную выставку в Париж и получил Гран-при.

«Весной проходит выставка. С этой выставки Рыковский выкупает иконостас. И в конце весны Султанов заканчивает проект храма равноапостольного князя Владимира в Мариенбаде», - рассказывает настоятель церкви Покрова Пресвятой Богородицы, протоиерей Александр Ежов.

Эту историю абсолютно случайно узнали прихожане церкви на Боровой улице, когда совершали паломничество в Чехию. Уже потом исследователи творчества Никонова на Дальнем Востоке нашли каталоги фабрики Кузнецова, где кроме фотографий иконостаса были изображены и киоты. И так по крупицам за несколько лет собрали всю информацию об убранстве церкви Покрова Пресвятой Богородицы.

Как утверждают исследователи, Матвей Кузнецов сделал копию святыни без разрешения Николая Никонова. Вероятно, по этой причине с архитектором они больше никогда не работали.

Вот так благодаря нарушению авторских прав, как сказали бы в наши дни, можно восстановить уникальное произведение искусства для будущего. И поставить его именно там, где это собирался сделать сам Никонов.

Новости культуры