12.08.2016 | 19:54

Ростовские колокольные звоны собираются внести в список наследия ЮНЕСКО

Россия в ближайшем будущем может расширить свое присутствие в списке нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. В настоящее время в нем значатся культурное пространство и устное творчество староверов Забайкалья и якутский героический эпос «Олонхо». Компанию им могут составить ростовские колокольные звоны. Для этого в Ростовский кремль прибыла комиссия, которой предстоит описать старинные колокола и оценить их звучание.

Уши, сковорода, плечи, юбка, язык. Эта терминология, обозначающая части колокола, знакома каждому из экспертной комиссии. Звонари, исследователи, представители православной церкви и музеев, каждый знает немало о ростовских звонах. Но как составить опись этих величественных музыкальных инструментов? Истина, по традиции, рождается в споре.

Колокола осматривают со всех сторон. Главная цель комиссии – продлить жизнь этих музейных ценностей. И подготовить акты, которые войдут в общий комплект документов по внесению ростовского колокольного звона в реестр нематериального наследия ЮНЕСКО.

Для того, чтобы сохранить колокола и продлить им жизнь, нужно составить дефектную ведомость, говорят специалисты, в которой укажут все недочеты. К примеру, самый большой колокол звонницы Сысой весит около 33 тонн. Балки, на которых он висит, уже прогнулись, а кроме того, после жары 2010 года на них появились внушительные трещины.

Звонарь с тридцатилетним стажем, занимающийся развеской колоколов и оборудованием звонниц, Николай Завьялов сразу же делает для себя первые выводы – систему подвеса следует полностью менять.

«Надо будет, чтобы колокол был поближе к балке. Это сократит его раскачивание, а значит, сократит дополнительную нагрузку на крепления. Поэтому, возможно, понадобятся диагональные подпорки», - поясняет он.

За описью колоколов с особым интересом наблюдает специалист из Германии Джеффри Боссин. Русские колокола отличаются от европейских, говорит он. Для Европы важна мелодия. Для России – ритм.

«У вас – ритмический рисунок, который не зависит от каких-либо нот и аккордов. Но это придает особый характер. Это особый тип колокольной музыки, мне он очень нравится, и он звучит очень по-русски», - признаётся карильонист Джеффри Боссин.

Комиссия зафиксировала визуальные дефекты. Теперь их нужно будет исследовать с помощью специальной аппаратуры. Эксперты планируют записать колокольный звон с различных точек. В том числе и с озера Неро. И надеются, что за год на базе ростовской звонницы получится создать еще одну методику исследования колоколов и звонов.

Новости культуры