09.08.2016 | 19:49

Залы Третьяковской галереи предстали в новом цвете

В течение двух месяцев в Третьяковской галерее были закрыты на реконструкцию несколько залов постоянной экспозиции. На первый взгляд, ничего радикального, что предполагает само слово «реконструкция», не произошло. Обновили пол, изменили цвет стен. А результаты получили удивительные. У публики уже есть возможность с ними познакомиться.

Третьяковская галерея – один из самых посещаемых музеев столицы, витрина русского искусства. Но последние пару десятилетий сама эта витрина выглядела не лучшим образом. Речь об экспозиционном пространстве. В начале 90-х стены музея покрасили в цвет полинявшей простыни. Шедевры на таком унылом фоне теряют половину своей привлекательности. Вот почему сразу в нескольких залах Третьяковки решили радикально сменить оттенок. Новый благородный винный цвет экспозиции словно оживил хрестоматийные сюжеты, картины заиграли новыми красками. Герои Крамского как будто приоделись, даже приосанились.

«Вообще, традиционно искусство XIX века экспонировалось на фоне темных стен, на фоне интенсивного цвета – это известно. И этот момент используют ныне многие современные музеи в Европе – в частности, и в Лувре, и в Прадо, и даже в частных собраниях», – отметила ученый секретарь Государственной Третьяковской галереи Татьяна Юденкова.

Третьяковка не столько смотрит на Запад, сколько пристально вглядывается в собственное прошлое. На старых черно-белых фотографиях видно, что в прежние времена цвет стен в музее был темным. Но каким именно? Ответ дает портрет основателя Третьяковской галереи.

«Мы сейчас находимся в том же самом месте, где стоит Павел Михайлович Третьяков на посмертном портрете Репина, сейчас это зал Шишкина. В проеме вы видите "Богатырей" Васнецова, которые сейчас находятся на том же месте. И обращаю ваше внимание на цвет стен, который был розово-терракотовым», – уточнила Татьяна Юденкова.

Павел Михайлович, как известно, был большим консерватором. И сегодня в Третьяковской галерее стремятся максимально приблизить музей к идеалам его основателя. Это напоминает реставрацию древней иконы – удаляются все наслоения времени, пока не проступит самый первый – авторский слой.

«То, что мы сейчас делаем в залах Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке – это, может быть, в скромной форме, но реализация той программы, которую мы приняли весной – «радикальный консерватизм». То есть мы сохраняем особенность и особость экспозиции в Лаврушинском переулке, которая является чем-то, что, во-первых, ассоциируется с Третьяковской галереей, во-вторых, является тем, что не надо кардинально менять», – прокомментировала директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Эксперимент с обновлением внешнего вида экспозиции в Третьяковской галерее считают удачным. И даже слишком. Кто бы мог подумать, что такая мелочь, как перекраска стен, может полностью изменить восприятие с детства знакомых полотен.

Новости культуры