08.08.2016 | 10:14

В Выборге начал работу кинофестиваль "Окно в Европу"

В Выборге в очередной раз распахнули «Окно в Европу». Кинофестиваль с таким названием проходит в городе уже в 24-й раз и он неизменно вызывает огромный интерес публики. В нынешнем году форум особенно масштабный: в пяти конкурсных и четырех внеконкурсных программах участвуют более ста картин. Признанные мэтры соревнуются с дебютантами, экспериментальные работы соседствуют с лентами для семейного просмотра. А выбирать победителей будут не только члены жюри, но и обычные зрители. Специально для них была придумана номинация «Выборгский счет». С открытия смотра – репортаж нашего корреспондента.

Каждый год в начале августа столичные режиссеры, актеры, журналисты и критики пакуют чемоданы и едут по маршруту Москва-Выборг. Чтобы приоткрыть вновь «Окно в Европу». И увидеть новые российские фильмы. А потому все разговоры крутятся вокруг кино.

«Я смотрю вперед и уже думаю о том, кому мы будем вручать приз, будет ли оживленная дискуссия, и найдется ли в конце концов фильм, который удовлетворит наши требования», - говорит киновед, кинокритик Виктор Матизен. 

В этом году символ фестиваля – Людмила Гурченко. В память об актрисе сотни людей собрались на открытии выставки. Гурченко говорила, что в Ленинграде прошла половина ее съемочной жизни. Свой последний фильм «Пестрые сумерки» она показала в Выборге в 2010 году. В нем Гурченко играла, была режиссером и автором музыки. Представленные на выставке костюмы, фотографии, ее голос – вновь напомнили о кинодиве.

Но главное здесь – конечно кино, которое будут крутить семь дней, с утра до вечера.

Качественное кино – мечта членов жюри. В центре внимания арбитров – копродукция, игровые, анимационные, а также документальные ленты. Ни для кого не секрет, что российский кинематограф переживает не лучшие времена. Нехватка денег только одна сторона проблемы. Есть более серьезные симптомы.

«У нас дикая система образования, плохо образованные люди приходят в кино. Все нужно начинать с нуля», - считает председатель жюри конкурса игрового кино Сергей Урсуляк.

Фестиваль – с его премьерами и обкаткой на публике – своего рода проверка. И для тех, кто снимает и для тех, кто смотрит.

«Я, как человек, который сначала участвовал в фестивале, а в этот раз состою в жюри, теперь стал понимать жюри. Перед нами - полотно неизвестных. Очень хочется найти шедевр, искру, талант и сказать: "Этот фильм сегодня самый лучший!», - делится член жюри конкурса игрового кино Арсений Гончуков.  

Открытие фестиваля отработано годами. Карнавальное шествие с барабанщицами и оркестром. Жители на площади у кинотеатра «Выборг-Палас». На красной дорожке – звезды российского кино, продюсеры, режиссеры.

Фестиваль «Окно в Европу» не претендует на сенсации. Но рассчитывает, что повезет по-настоящему с хорошим кино. О дефиците этого самого кино говорят все члены жюри. На прошлом фестивале ни одна лента не получила заветный Гран-при. Но, может, все измениться в этом?

Фильм открытия «Жили-были мы» режиссера Анны Чернаковой – история полусказочная, но сумбурная. Навеянная «Алисой в стране чудес», только здесь девочка Маруся, вместо кроличьей норы – картины русских художников, через них герои попадают в прошлое.

Фаер-шоу ставит точку этого дня, в котором много надежд и ожиданий. Никто не знает, оправдаются ли они. А главное, увидит ли зритель обещанное ему новое, интересное кино через это самое «Окно в Европу».

Новости культуры