Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства

18 марта 2019 года исполнилось 175 лет со дня рождения Николая Андреевича Римского-Корсакова (1844–1908). В этот день после реставрации открылись двери Мемориального музея-квартиры выдающегося русского композитора (является одним из филиалов Музея театрального и музыкального искусства). В этой квартире, расположенной в дворовом флигеле дома 28 по Загородному проспекту, Римский-Корсаков провел последние 15 лет жизни – с 1893 по 1908 г. Здесь были созданы 11 из 15 опер композитора, среди них: «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Царская невеста», «Кащей бессмертный», «Золотой петушок».

В музее воссоздан не только внешний облик квартиры Римских-Корсаковых, но и царившая в ней творческая атмосфера. На протяжении многих лет этот дом был настоящим центром культурной жизни Петербурга. Гости Римского-Корсакова — композиторы Глазунов и Лядов, Рахманинов и Танеев, художники Серов и Репин, певцы Шаляпин и Забела–Врубель — принимали активное участие в музыкальных вечерах, которые получили негласное название «Корсаковских сред» или «Концертов по нечетным средам». Когда сюда приходил Федор Шаляпин, в гостиной иногда собиралось до 100 человек гостей, а жильцы верхней квартиры даже ложились на пол, прикладывая ухо к паркету, чтобы услышать голос знаменитого певца.

Римский-Корсаков ушел из жизни в 1908 году, почти за десятилетие до революционных перемен. Его семье, жене, детям, внукам довелось пережить все тяготы революционного и постреволюционного времени. Их квартира долгое время была коммунальной. Но потомки бережно хранили предметы и мебель, принадлежавшие Римскому-Корсакову. По подлинности интерьеров Музей на Загородном проспекте стоит в одном ряду с крупнейшими композиторскими музеями России: Домом-музеем П. И. Чайковского в Клину и московским Мемориальным музеем А. Н. Скрябина.

Задание №4 звучало так: Римский-Корсаков в квартире на Загородном проспекте написал 11 из своих 15 опер. Среди них – осенняя сказочка в трех картинах «Кащей бессмертный», поставленная в 1902 году в Москве. Студенты консерваторского класса Николая Андреевича в марте 1905 года стали участниками петербургской премьеры «Кащея» в Драматическом театре В. Ф. Комиссаржевской. Николай Андреевич при создании оперы опирался на сценарий Е. Петровского, однако над либретто работал сам и финал переписал. Куда же спрятана смерть Кащея в сюжете оперы Римского-Корсакова?

Победитель четвертого тура викторины – Шерстнева Юлия​. Правильный ответ: В слезинке дочери Кащея – Кащеевны.

Задание №3 звучало так: В столовой у Римских-Корсаковых стоит подлинный спиртовой кофейник, принадлежавший семье композитора. Николай Андреевич очень любил этот напиток и каждое утро он сам заваривал кофе и выпивал две чашки. Как называли кофейники в те времена?

Победитель третьего тура викторины – Гундарь Татьяна. Правильный ответ: Бульотка.

Задание №2 звучало так: В столовой Римских-Корсаковых висят портреты предков и ближайших родственников композитора. Многие их них были связаны с морской профессией. Дядя композитора и его крестный отец – Николай Петрович – в 1820-х годах совершил трехгодичное кругосветное плаванье на шлюпе «Предприятие» и поучаствовал в открытии русскими моряками целой группы островов в Тихом океане. Один из них, небольшой атолл получил имя Римского-Корсакова в честь Николая Петровича. Какое второе название дали этому атоллу европейские мореплаватели?

Николай Петрович Римский-Корсаков

Победитель второго тура викторины – Шкетина Анастасия. Правильный ответ: Ронгелап.

Задание №1 звучало так: В квартире на Загородном проспекте Н. А. Римский-Корсаков прожил 15 лет. Как правило, он работал в утренние часы с 9.00 до 12.00 в своем кабинете. В 1898 году частым гостем в этой квартире стал художник В.А. Серов, получивший заказ от П. И. Третьякова на создание портрета композитора. Художник работал в комнате, соседней с кабинетом. На портрете запечатлен Римский-Корсаков, погруженный в работу над партитурой оперы. Какой?

Победитель первого тура викторины - Иванова Валентина. Правильный ответ: Серов запечатлел Римского-Корсакова во время работы над оперой «Царская невеста».

Фото предоставлены пресс-службой Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства

Выбрать выпуск