Центр имени академика И.Э. Грабаря

Крупнейший в России реставрационный центр был основан вскоре после революции, 10 июня 1918 года по инициативе известного художника и историка искусства Игоря Эммануиловича Грабаря. На протяжении века сотрудники Центра принимали активное участие в формировании и сохранении музейного фонда, способствовали созданию реставрационных мастерских в большинстве крупнейших музеев страны, и фактически стали основоположниками ключевых направлений научной реставрации. Практически во всех музеях России, а также Прибалтики, Украины, Грузии и Казахстана работают специалисты, прошедшие некогда обучение в стенах Центра, либо их ученики.

За столетнюю историю в мастерских Центра имени Грабаря были возвращены к жизни тысячи памятников искусства. В их числе икона «Богоматерь Боголюбская» XII века из Владимиро-Суздальского музея-заповедника, со спасения которой началась история Центра и реставрацией которой занималось несколько поколений реставраторов, завершив раскрытие древнего образа в 2016 году, почти через сто лет после начала работ. Среди сохраненных памятников также иконы соборов Московского Кремля и «Троица» Андрея Рублева, шедевры Дрезденской галереи и Уффици, экспонаты из коллекций Третьяковской галереи, Пушкинского музея, Исторического музея и многих других собраний по всей стране.

В настоящее время в Центре действуют 12 реставрационных мастерских, отделы научной экспертизы, физико-химических исследований, а также Иконотека А.Н. Овчинникова, в 2018 году открывшаяся в помещении бывшей мастерской скульптора Веры Мухиной в Пречистенском переулке.

Задание №4 звучало так :"Некоторые действия реставраторов сродни медитативной практике. На фото реставратор мастерской графики Дина Щитанова готовится к работе с гравюрой конца XVIII века «Смерть Марка Антония». Что делает реставратор и с какой целью?​".


Рабочий процесс в мастерской реставрации графики

Победитель четвертого тура викторины – Акжигетова Наталия Васильевна. Правильный ответ: "Реставратор трет на терке обычный канцелярский ластик, чтобы с помощью получившейся крошки очистить от поверхностных загрязнений (впитавшейся в бумагу пыли, копоти) свободные от изображения части листа. В отличие от активного трения целым ластиком, крошка не повреждает структуру бумаги, бережно ее очищая".


Картина Франца Рубо до реставрации

Задание №3 звучало так "Франц Рубо — известный художник-баталист, автор масштабных панорам «Бородинская битва» и «Оборона Севастополя». Во время работы над тем или иным сюжетом он уделял большое внимание историческим и этнографическим деталям и часто выезжал на место событий, чтобы точнее изобразить обстановку. Эту картину Ф. Рубо сейчас реставрируют специалисты Центра имени И. Грабаря. Полотно, написанное в 1886 году, изображает важный момент военной истории России середины XIX века. Оно сильно пострадало во время военных событий 20-летней давности в том же регионе. Что изображено на картине, и кто главные герои?".

Победитель третьего тура викторины – Романова Ольга Владимировна.​ Правильный ответ: «Это картина «Взятие аула Гуниб и пленение Шамиля 25 августа 1859 года». Гуниб был последним оплотом имама на Кавказе, и взятие штурмом его ставки и пленение его самого ознаменовало окончание Кавказской войны, продлившейся более 40 лет. В центре полотна — князь Александр Иванович Барятинский, руководивший операцией, и плененный Шамиль. Рубо написал это масштабное (размером 2,5х3,5 м) полотно по заказу тифлисского военно-исторического музея в рамках серии, посвященной кавказским войнам XVIII– XIX веков для строившегося в Тифлисе храма Славы. Там оно и находилось до революции. С 1961 года картина хранилась в художественном музее Грозного, а в 1990-е годы во время военных действий была похищена и обнаружена уже в 2002 году на таможне при попытке вывезти ее за границу. Картина была варварски сложена и упакована в ковер, что стало причиной серьезных повреждений красочного слоя. После изъятия на таможне картина попала в Центр Грабаря и реставраторы мастерской масляной живописи провели техническую реставрацию — зафиксировали красочный слой, чтобы избежать дальнейшего осыпания, устранили изломы и деформации полотна, дублировали его на новую основу. Теперь картина снова вернулась в мастерскую для завершающего этапа реставрации — восстановления красочного слоя и тонирования утраченной живописи, которое займет около трех лет.

Задание №2 звучало так "На этой фотографии – некогда очень распространенный предмет крестьянского быта из музея-заповедника «Кижи» после реставрации в Центре им. академика И.Э. Грабаря (мастерская мебели, деревянной скульптуры и предметов декоративно-прикладного и народного искусства из дерева)".

Победитель второго тура викторины – Волкова Дарья Сергеевна​. Правильный ответ: «Это бáло — приспособление, с помощью которого гнули дуги для конской упряжи. Использовали бало также для гнутья полозьев и коромысел. Деревянную заготовку распаривали в бане, вставляли в бало, к концу привязывали веревки, наматывали их на нижний цилиндр и с помощью рычага затягивали веревку, все сильнее изгибая дерево по шаблону, затем закрепляли клиньями, заматывали веревками и давали дереву полностью высохнуть».


Инструменты реставратора

Задание №1 звучало так "В своей работе реставраторы часто используют самые неожиданные инструменты и материалы. Этот постановочный натюрморт сделан в мастерской реставрации керамики и стекла. Рабочим инструментом здесь являются не только кисти и другие предметы, но и сама основа, на которой они лежат. Как вам кажется, что это и с какой целью используется в реставрации?".

Победитель первого тура викторины – Гунем Галина Николаевна​. Правильный ответ: «Маленькие стеклянные сферы, послужившие фоном для рабочего натюрморта, используются при склеивании предметов из керамики и позволяют зафиксировать предмет в любом положении, под любым углом. Поскольку их поверхность тщательно отшлифована, они не повреждают золочение и рисунок на предмете».

Выбрать выпуск