Государственный музей А.С. Пушкина

Музей начал свое существование в 1957 году практически без единого экспоната, но благодаря собирательской деятельности сотрудников, помощи музейного сообщества, исследователей-пушкинистов, частных собирателей и рядовых москвичей за короткое время была сформирована коллекция, позволившая открыть первую постоянную экспозицию. Музей распахнул свои двери для посетителей 6 июня 1961 года. И его открытие получило огромный общественный резонанс, подвигнув многочисленных почитателей поэта на бескорыстное соучастие в создании Московского дома Пушкина. В музей буквально хлынул поток даров.

Музейная коллекция начала быстро пополняться уникальными изданиями, документами, произведениями искусства и предметами быта пушкинской эпохи. Руководствуясь благородными порывами, горожане безвозмездно передавали в фонды музея свои семейные реликвии, связанные с XIX веком и, главное, с именем Пушкина, его ближним кругом и современниками. И многие из этих даров являются сегодня не только «жемчужинами» музейной коллекции, но и национальным пушкинским достоянием.

С открытия Государственного музея А.С. Пушкина прошло 60 лет, и, к счастью, традиция дарения Московскому дому Пушкина продолжается. Дарят не только отдельные предметы, но и целые тематические коллекции. На сегодняшний день в Книге даров значится более 3 тысяч имен, а собрание музея, которое на сегодняшний день насчитывает около 170 тысяч единиц, более чем на треть состоит из даров.

Пара капсюльных дуэльных пистолетов с принадлежностями в ящике. Мастер Карл Пирко. Вена, Австрия. 1830-1840-е. Дар В.А. Александровского.

Дуэльный гарнитур был подарен владельцем к 55-летию музея. Даритель Вячеслав Аронович Александровский – инженер-строитель, заслуженный строитель РФ, с 1997 по 1999 год в должности заместителя директора фирмы «Мосстрой-16» ЗАО «Моспромстрой» принимал участие в реконструкции, реставрации и строительстве фондохранилища музея.

Более 100 лет пистолеты бережно хранились в доме как семейная реликвия, передавались по наследству. По семейной легенде первым владельцем пистолетов был дед дарителя – Федор Иванович Лизунков, служивший управляющим в имении князей Барятинских «Марьино» Курской губернии.

Этот дуэльный гарнитур выполнен Карлом Пирко, одним из ведущих мастеров австрийской оружейной школы. Пистолеты снабжены ударно-капсюльным механизмом, получившим широкое распространение с 1820-х годов. Капсюльная система воспламенения была удобна меньшим количеством осечек, большей точность и убойной дальностью стрельбы. Эту систему воспламенения имели и пистолеты, приобретенные виконтом д'Аршиаком, секундантом Дантеса, для дуэли с А.С. Пушкиным, состоявшейся 27 января (8 февраля) 1837 года.

Задание №4. звучало так "Назовите имя мастера, изготовившего пистолет, которым был смертельно ранен на дуэли с Дантесом А.С. Пушкин?".

Победитель четвертого тура викторины – Мухина Ольга Игоревна​. Правильный ответ: «А.С. Пушкин был ранен Дантесом дуэльным пистолетом мастера Карла Ульбриха. На внешней стороне крышки футляра пистолетов выгравирована табличка на французском языке: «Барон Эр. де Барант / Это оружие использовалось на дуэли, на которой был убит Пушкин, в Санкт-Петербурге в 1837 г.». На внутренней стороне крышки, на суконной обивке имеется этикетка изготовителя, украшенная двумя медалями – Карл Ульбрих. В футляр вложена небольшая рукописная карточка на французском языке, составленная в Париже в 1920 году: «Эти пистолеты принадлежали барону Эрнесту де Баранту, дипломату, который одолжил их своему другу г-ну д'Аршиаку во время дуэли Пушкина с г-ном Дантесом. Г-н д'Аршиак был одним из свидетелей. Они были отданы полковнику де Шательперону в 1884 году бароном де Барантом, братом барона Эрнеста. Париж, 1 мая 1920 год. Полковник де Шательперон».


Часы «Учение», Франция, 1810-е. Мастер-бронзовщик Луи-Станислас Ленуар-Раврио. Бронза, литье, чеканка, патинирование, золочение. Дар Московского Английского клуба.

Ампирные бронзовые часы выполнены одним из известнейших парижских мастеров первой трети XIX столетия Луи-Станисласом Ленуаром (1783-1846), приемным сыном выдающегося бронзовщика периода Директории и Империи Антуана-Андре Раврио (1759-1814). На циферблате подпись «L. Ravrio Bronzier a Paris». Унаследованная из эпохи Просвещения тема чтения и учения была очень популярна в начале XIX века. Она нашла воплощение в модном и высокоинтеллектуальном увлечении пушкинской поры – собирании домашних библиотек. Наиболее известными владельцами раритетных книжных собраний были знакомые А.С. Пушкина – князь Н.Б. Юсупов, С.А. Соболевский, П.Я. Чаадаев, дядя поэта В.Л. Пушкин, книгоиздатель А.Ф. Смирдин.

Задание №3 звучало так: "Назовите все декоративные элементы, украшающие корпус часов, которые раскрывают тему учения".

Победитель третьего тура викторины – Гришенко Анастасия Викторовна​. Правильный ответ:"Композиция корпуса сложна: на книжный шкаф, увенчанный циферблатом, в задумчивости опирается муза с книгой в руке; крылатые фигуры с атрибутами литературы и живописи фланкируют медальон с головой Афины – богини знания, мудрости, покровительницы наук и ремесел".

В.А. Жуковский, С.И. Тургенев и А.И. Тургенев. Художник К.Д. Фридрих. Конец 1820-х. Холст, масло. Дар В.Н. Рыбалко.

Картина не­мецкого художника-романтика Кас­пара Давида Фридриха изображает двух братьев Александра и Сергея Тургеневых и Василия Андреевича Жуковского. Она была заказана А.И. Тургеневым и подарена В.А. Жуковскому в память о Сергее Тургеневе, которого уже к этому моменту не было в живых. Вот как описывает картину И.В. Киреевский в письме к матери, А.П. Елагиной, от 30 января 1830 г.: «Даль, небо, луна, — впереди решетка, на которую облокотились трое: два Тургеневых и Жуковский. Так объяснил мне сам Жуковский. Одного из этих мы вместе похоронили». В 1869 г. историк М.П. Погодин видел эту картину в имении Елагиной Петрищево. На выставке 1902 г. она значилась как собственность ее внучки М.В. Беэр. После 1927 г. след картины затерялся, но в 1991 г., накануне пушкинского дня рождения, ее передал в дар музею москвич В.Н. Рыбалко: по словам которого, его тесть приобрел картину после войны в Вильнюсе.

Задание №2 звучало так: "Найдите на картине монограмму одного из изображенных персонажей."

Победитель второго тура викторины – Сосновский Кирилл Юрьевич. Правильный ответ: "На картине есть любопытная деталь: в ажурную вязь верхней части решетки вплетена монограмма поэта В.А. Жуковского и в нижней части решетки – пока неразгаданная дата «30 июля»."


Альманах «Северные цветы на 1828 год», Спб., 1827. Дар Е.К. Катульской.

Один из лучших и наиболее поэтичных русских альманахов «Северные цветы», выпускавшийся поэтом бароном А.А. Дельвигом в 1825-1831 годах имеется в музейном собрании в трех комплектах и нескольких разрозненных экземплярах, включая томики с портретом А.С. Пушкина, гравированным Н.И. Уткиным по оригиналу О.А. Кипренского. Заказал гравюру в 1827 году профессору гравировального класса Академии художеств Н.И. Уткину издатель альманаха и выставил его в этом же году в Академии художеств. Отец Пушкина и лицейские друзья считали данный портрет самым похожим его портретом. Самые известные произведения Пушкина – «Песнь о вещем Олеге», «Два ворона», «19 октября», «Элегия», «Зимний вечер», «Я вас любил...», «Бесы»; отрывки из «Евгения Онегина», «Моцарт и Сальери» и другие (всего около шестидесяти произведений) – украшали страницы всех выпусков «благоуханного альманаха».

Задание №1 звучало так: "Назовите произведения А.С. Пушкина, которые вошли в альманах «Северные цветы» на 1828 год?"

Победитель первого тура викторины – Никифорова Елена Николаевна​. Правильный ответ: "В альманахе «Северные цветы» на 1828 год были опубликованы следующие произведения А.С. Пушкина «Отрывки из писем, мысли и замечания» (126 отрывков), «Граф Нулин», «Отрывок из Бориса Годунова», «Элегия» («Под небом голубым страны своей родной...»), «Ангел» («В дверях Эдема ангел нежный...»), «Череп»."

Выбрать выпуск